Первым учёным, занявшимся изучением акцентуаций личности, был немецкий психолог К. Леонгард, который изложил свою концепцию в работе «Акцентуированные личности». Под акцентуацией характера он понимал чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайний вариант психической нормы, граничащий с психопатией.
Согласно концепции К. Леонгарда, черты личности могут быть разделены на 2 группы: основную и дополнительную. Большая степень выраженности основных черт накладывает отпечаток на личность в целом и может разрушить структуру личности при неблагоприятных социальных условиях. При этом личность становится уязвимой к определённым травмирующим воздействиям, которые направлены к «месту наименьшего сопротивления» данного типа характера. Устойчивость личности сохраняется при прочих воздействиях. Сами по себе акцентуации человека не являются патологическими. Это лишь заострение некоторых, присущих каждому человеку, неповторимых индивидуальных свойств.
К. Леонгард выделил следующие типы акцентуаций: гипертимный (склонность к повышенному настроению), дистимичный (склонность к депрессии), циклотимный (резкость перепадов настроения), эмотивный (склонность к повышенной чувствительности), демонстративный (потребность быть в центре внимания), застревающий (чрезмерная стойкость аффекта со склонностью к формированию «сверхценных идей»), педантичный (выраженная собранность, основательность и завершенность в делах); тревожный (склонность к страху и нерешительности), возбудимый (склонность к повышенной импульсивности в сфере влечений), экзальтированный (склонность к повышенной чувствительности, впечатлительности), экстравертированный (ориентация на общение) и интровертированный (склонность к уходу в свой внутренний мир).
Диагностика акцентуаций представляет собой достаточно серьезную проблему, поскольку не существует единого подхода к их классификации, описанию, пониманию и интерпретации. Вместе с тем, изучение и выявление акцентуаций (особенно у учащейся молодежи, студентов) представляется нам весьма важным и необходимым, поскольку позволяет выявить актуальные проблемы исследуемых групп, прогнозировать возможные проблемы в профессиональной или учебной деятельности, наметить пути возможной коррекции и т.д.
Исходя из этого, была определена цель данного исследования: изучить в сравнительном плане выраженность акцентуаций характера у студентов Сибирского института права, экономики и управления (в качестве выборки исследования были выбраны студенты вторых курсов факультетов региональной экономики и психологии). Для изучения акцентуаций использовался личностный опросник Х. Шмишека (1970).
В результате проведенного исследования по отдельным показателям были получены следующие результаты. По показателю гипертимности у 80 % студентов-регионоведов и 60 % студентов-психологов выявлены признаки акцентуации. Это указывает на то, что для большинства опрошенных характерны оптимистический настрой, энергичность, жизнерадостность, общительность, активность. Вместе с тем, это указывает на определенную неустойчивость их интересов, увлекаемость разного рода коллективными мероприятиями, на нестабильность отношения к учебе (интерес к учебе и активная учебная деятельность могут вытесняться другими видами деятельности).
Показатель дистимичности имеет низкую степень выраженности, как у психологов, так и у регионоведов. Это может указывать на наличие у респондентов инфатильных черт, на достаточно легкое отношение к жизни, отсутствие или достаточно эффективное подавление факторов, вызывающих внутреннее напряжение и тревогу.
Вместе с тем, по показателю циклотимности у 40 % регионоведов и 50 % психологов выявлены признаки акцентуации, что указывает на наличие почти у половины опрошенных выраженной эмоциональной нестабильности, склонности к резким, зачастую немотивированным перепадам настроения, на наличие неразрешенных внутренних конфликтов.
По показателю эмотивности 45 % психологов и 55 % регионоведов демонстрируют высокие значения. Учитывая то, что группа психологов представлена в подавляющем большинстве девушками, данный процент может рассматриваться как низкий. Т.е. практически 55 % опрошенных девушек-психологов обнаруживают недостаточную выраженность таких значимых с профессиональной точки зрения качеств, как эмоциональность, сензитивность, эмотивность, внимательность к людям.
По показателю демонстративности у 15 % студентов-регионоведов и 45 % студентов-психологов выявляются признаки акцентуации. Для этих студентов характерна высокая потребность во внимании, легкость в установлении контактов, широкий ролевой диапазон, умение вживаться в различные социальные роли, подстройка своего поведения под ситуацию и/или собеседника, хорошие адаптивные возможности. Вместе с тем, снижение уровня выраженности данного показателя (у большинства студентов-регионоведов и у половины студентов-психологов) указывает на трудности адаптации, определенную конфликтность, ригидность поведения.
По показателю экзальтированности у 80 % регионоведов и 65 % психологов выявлены высокие значения, что указывает на впечатлительность, обостренное эмоциональное восприятие окружающего мира, повышенную внушаемость, излишнюю эмоциональность.
По показателю застревания у 10 % регионоведов и 15 % психологов выявлены признаки акцентуации, что указывает на наличие у них таких качеств, как стремление к скрытому доминированию, настойчивость, упрямство, несговорчивость, ригидность, которая может периодически проявляться в виде вспыльчивости и агрессивности.
По показателю педантичности у 15 % регионоведов и 25 % психологов обнаружены признаки акцентуации, что указывает на такие проявления, как стремление к порядку, забота о своей социальной репутации, скурпулезность в делах, ответственность, высокий самоконтроль, медлительность, пассивность.
По показателю тревожности у 25 % регионоведов и 25 % психологов выявляются признаки акцентуации, что указывает на наличие практически у четверти испытуемых внутреннего неотреагированного напряжения, страхов, боязни неудачи, робости, неуверенность в себе, нерешительности, т.е. выявляются признаки эмоционального неблагополучия и напряжения.
По показателю возбудимости 30 % регионоведов и 10 % психологов имеют признаки акцентуации, что указывает на выраженность у них таких черт, как конфликтность, вспыльчивость, импульсивность, агрессивность, затруднение в осмыслении своих поступков, несдержанность, ослабленный самоконтроль поведения.
Рис. 1. Распределение акцентуаций в исследуемых группах.
Кроме того, в своем исследовании мы рассмотрели и такой показатель, как степень напряженности акцентуаций, который выражается в количестве акцентуаций, приходящихся на одного испытуемого. Результаты анализа приведены на рисунке 1. Как мы видим, акцентуированные черты выявляются у подавляющего большинства студентов. Обращает на себя внимание тот факт, что у 70 % студентов-психологов и 65 % студентов-регионоведов выявляется по 3 и более акцентуаций, что говорит о весьма напряжённом внутреннем мире студентов, о наличии дезадаптирующих тенденций, а также указывает на необходимость организации психологической работы со студентами (психопрофилактика, психокоррекция и т.п.).
Таким образом, в результате проведенного исследования мы выявили, что между студентами двух факультетов существует много схожего, что объясняется, скорее всего, их возрастными особенностями. Вместе с тем, выявились и определённые отличия, однако объяснять эти различия, исходя из специфики выбранной профессии, на наш взгляд, еще преждевременно – эта тема требует более серьезного и детального изучения в дальнейшем. Кроме того, проведенный анализ выраженности акцентуаций у студентов-психологов и студентов-регионоведов указывает на необходимость организации и проведения специальной психологической работы со студентами.
Литература
- Блейхер В.Н. Клиническая патопсихология. – Ташкент, 1976.
- Леонгард К. Акцентуированные личности. – Ростов-на-Дону, 1997.
- Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. – М., 1985.
О.С. Фроликова, В.Г. Петров