Курсовые работы по психологии

Средства убеждающего психологического воздействия (на примере стенда)

Тема: Средства убеждающего психологического воздействия (на примере стенда)

Страницы: 30

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ……6
§1.1. Исторические и теоретические основания изучения проблемы
психологического воздействия………………………………………………..6
§1.2. Категории «Психологическое воздействие» и социальное «Влияние»11
§1.3. Психологическое воздействие в отечественной психологии…………12
§1.4. Способы реализации психологического воздействия: методы, приемы, средства…………………………………………………………………………13
ГЛАВА 2. СРЕДСТВА УБЕЖДАЮЩЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ (НА ПРИМЕРЕ СТЕНДА)…………………………………17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..28

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Современная социальная среда, оказывающая на психику человека интенсивное воздействие, делает актуальным изучение механизмов психологического убеждения, влияния СМИ, рекламы, социальных программ и т.п. На сегодняшний день проведено множество экспериментальных исследований средств убеждающего воздействия на базе которых созданы разнообразные теоретические модели его механизмов (Дж. Бургер, В. Вуд, Р. Чалдини и др.). При этом, однако, обнаруживается недостаточное внимание к индивидуальным факторам подверженности убеждающего воздействия на примере определенных средств. Недоучет индивидуальных факторов изменения представлений, поведения людей может иметь социальные последствия в виде неожиданных кратковременных (изменение социального поведения, представлений) и долговременных (изменение ценностей, убеждений) результатов влияния. Люди не просто подвержены влиянию, они подвержены ему в разной степени — учет этого обстоятельства позволяет существенно уточнить прогнозирование поведенческихэффектов.
Особенностью настоящей работы является то, что в ней рассматривается детерминация подверженности психологическому воздействию с помощью определенных средств убеждения. Происходящий в современном мире переход от индустриализации к высоким технологиям, тенденция к интеллектуализации труда и интенсивное формирование международного интеллектуального разделения труда провоцирует интерес во всем мире к средствам убеждающего психологического воздействия, как стратегически важному ресурсу. В этом плане возрастает актуальность изучения психологии воздействия. Одной из тенденций современной психологии является переход от абстрактного анализа рассмотрения средств убеждающего психологического воздействия к рассмотрению их в связи с социальной действительностью на практике. Господствовавший еще несколько десятилетий назад когнитивистский подход, рассматривавший психику человека сквозь призму «компьютерной метафоры», постепенно сменяется более сложным и взвешенным взглядом на человека, при котором когнитивная сфера характеризуется в связи с аффективной и в контексте окружающей социальной, культурной, предметной среды. Эта тенденция проявляется в обогащении проблемного поля исследований как в плане введения проблематики воздействия социальной среды на развитие средств психологического воздействия (В.Н. Дружинин, Д.В. Ушаков Д.В., М.А. Холодная), так и в плане изучения связи воздействий на социальною успешность и социальною адаптацию (А.А. Бодалев, В.Н. Дружинин). Данное исследование выполнено в контексте структурно-динамической теории, в рамках которой необходимым звеном системного и комплексного анализа средств психологического воздействия является исследования его взаимодействия со средой, понимаемой как на макро- так и микроуровне.
Теоретическое значение работы заключается в обобщении результатов исследований отечественных и зарубежных авторов, затрагивавших проблему механизмов психологического влияния и индивидуальной подверженности воздействию, обращении к индивидуальным способностям человека как определяющим изменение представлений, а также разработке оригинального теоретического подхода, связавшего проблематику психологии убеждающего воздействия и психологии влияния.
Целью данной работы является выявление подверженности влиянию убеждающего психологического воздействия на примере стенда. Для достижения цели были решены следующие задачи:
1. Проведение теоретического анализа категории психологического воздействия в отечественной и зарубежной психологии, выделение основных теоретических моделей механизмов воздействия и индивидуальных факторов подверженности воздействию, как звеньев этих моделей.
2. Разработка модели изменения системы представлений в результате психологического воздействия в зависимости от убеждающих средств.
Предмет исследования — подверженность психологическому воздействию на примере убеждающих средств. Методологической основой исследования является системный подход в психологии (Б.Ф. Ломов, В.А. Барабанщиков, Д.Н. Завалишина, А.А. Митькин), структурно-динамическая теория (Д.В. Ушаков), сетевая модель ментальной репрезентации (Дж. Андерсон), когнитивные теории изменений представлений и установок (Л. Фестингер и др.).
Общая гипотеза исследования состоит в том, что существуют средства убеждающего психологического воздействия на примере стендов. Структура курсовой работы. Представляемая работа состоит из введения, двух глав и заключения.