Статистико-экономический анализ состояния и сбалансированности рынка товаров и услуг
учет и аудит

Статистико-экономический анализ состояния и сбалансированности рынка товаров и услуг

Тема рынка в наше время весьма актуальна. В обыденной, повседневной жизни мы не раз употребляем слово рынок, не задумываясь об истинном значении данного слова.

Первоначально рынок рассматривался как базар, место розничной торговли, рыночная площадь. Объясняется это тем, что появился рынок ещё в период разложения первобытного общества, когда обмен между общинами только становился более или менее регулярным. В процессе исторического развития рыночного (товарного) хозяйства изменялось понимание рынка и рыночного механизма. Сейчас мы говорим об оптовых рынках, товарно-сырьевых биржах, а также о фондовых биржах, где продаются и покупаются ценные бумаги и акции.

Рынок – это совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, где общественный труд выступает в качестве товара.

Рынок многогранен, поэтому изучать его можно с разных сторон. Именно этим объясняется наличие в экономической литературе множества определений рынка.

На рынке происходят разного рода рыночные ситуации, которые главным образом касаются спроса, предложения и цены.

Цена является регулирующим фактором, который оказывает влияние и на спрос и на предложение.

Спросом называют желание и способность потребителя приобрести товар при различном  уровне цен, то есть, это та денежная жертва, которую человек готов понести ради обладания каким-либо товаром. Между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, всегда существует определённое соотношение. Высокая цена товара ограничивает спрос на него, уменьшение цены на этот товар, как правило, обуславливает возрастание спроса на него. Эту взаимосвязь между ценой и количеством покупаемого товара можно отразить на графике.

Кривая спроса

Кривая спроса – кривая, показывающая, какое количество товара готовы купить покупатели по разным ценам в данный момент.

Предложение – это способность и возможность товаропроизводителей изготавливать и продавать на рынке различные объёмы товаров, при различном уровне цен. Объём предложения у каждого производителя, как правило, меняется в зависимости от цены. Если цена окажется низкой, то продавцы предложат мало товаров, придержат часть его на складе. Если же цена будет высокой, то они предложат рынку много товара. Когда же цена существенно возрастёт, то производители постараются увеличить предложение товара, попытаются сбыть даже бракованные изделия. На рынке складывается определённое соотношение между рыночными ценами и количеством товара, которое производители желают предложить покупателям. Эту зависимость можно также отразить графически.

Кривая предложения

Кривая предложения показывает, какое количество продукции готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени. Она иллюстрирует зависимость между рыночными ценами и количеством продукции, которое производители изъявляют готовность произвести и продать. Эту зависимость Курно описал математически в виде формулы: S=f(P), где S – предложение, P – цена, f – функция. Курно назвал её законом изменения предложения. Суть закона изменения предложения состоит в том, что объём предложения товара, увеличивается при росте цены и уменьшается при её снижении.

Охарактеризовав: спрос, предложение и цену рассмотрим рыночные ситуации, которые с ними связаны:

1. Равновесие – это ситуация на рынке, когда предложение и спрос эквивалентны при приемлемой для потребителя и производителя цене. Чтобы выяснить, как это происходит, необходимо совместить кривую спроса и предложения на одном графике.

График равновесия на рынке

Рис. 3. График равновесия на рынке.

  1. Избыток продукции – это ситуация на рынке, когда объём предложения QS на много превысит объём спроса QD.
  2. Дефицит товара: такая ситуация на рынке может сложиться, если реальная цена будет ниже равновесной P2, тогда объём спроса станет равен Q3.

Нами был проведён анализ и изучены рыночные ситуации. Анализ начали с изучения спроса и предложения в динамике, используя метод аналитического сглаживания. Характер динамики спроса и предложения соответствовал уравнению параболы второго порядка: y = a + bt + ct2, где y – спрос (предложение), руб.; t – временной тренд; c, b – коэффициенты пропорциональности; a – свободный член уравнения. В результате решения уравнения получены следующие результаты по спросу: a = 203; b = 24,52; c = 0,03. Это означает, что спрос на рынке имеет тенденцию к увеличению в среднем за весь период изучения на 24,55 тыс. рублей. Результаты по предложению: a = 210; b = 31,3; c = 0,02. Это означает, что предложение на рынке также имеет тенденцию к увеличению в среднем за весь период изучения на 31,3 тыс. рублей.

Сравнивая тенденцию спроса и предложения, следует отметить, что предложение превышает над спросом в 1,28 раза (на 28 %), т.е. на рынке нарушено равновесие и происходит затоваривание рынка, а это приведёт к снижению цен на рынке.

Для того чтобы выявить, почему спрос на товар ниже, чем предложение, изучили ассортимент товара. Ассортимент товара очень низкий и ассортиментная ёмкость составляет всего 27 единиц на 1 единицу товарных запасов. Анализируя ассортиментную емкость индексным методом, выявили, что ассортиментная ёмкость уменьшилась за счет структуры товарных ресурсов, т.е. в общем объёме товарных ресурсов большую долю занимают товары с низким (узким) ассортиментом, поэтому в среднем на рынке ассортиментная ёмкость снизилась на 2 %.

Анализируя скорость реализации товаров на рынке, выявили, что товар продаётся медленно, это ещё раз подтверждает, что спрос на товар незначительный. Так скорость реализации товара высшего сорта составляет всего 2,3 раза, а в целом  по группе товаров 3,1 раз. Снижение товарооборота за счёт скорости реализации составило 20 тыс. рублей или 18 %.

В заключении следует сказать, что необходимо изменить структуру товарных ресурсов, увеличить удельный вес более ёмких товаров, что позволит ускорить реализацию товара и увеличить сумму выручки.

Е.Я. Чудык, Г.А. Константинова