Переосмысление роли и места аграрного сектора экономики связано с разработкой новой концепции стратегии государства, ее социально-экономической модели развития в условиях рыночных отношений. Анализ структуры агропромышленного производства в развитых странах показывает: сельское хозяйство (с/х) опирается на прочный фундамент инфраструктуры, структура АПК содержит как фермерские хозяйства, мелкие, средние и крупные кооперативы, так и акционерные объединения [2].
Кооперативы и акционерные общества при государственной поддержке являются главными заказчиками и вкладчиками средств в развитие технологий, сельхозмашин и оборудования, племенного и семенного хозяйства, что закладывает основу для инфраструктуры АПК. Формирование инфраструктуры требует скоординированных усилий на федеральном и региональном уровнях, объединения административного ресурса с возможностями с/х предприятий.
Для отечественного АПК характерны отсутствие реальных представлений о направлениях и путях развития, низкая степень управляемости, недостаток средств на создание эффективной инфраструктуры. Об этом заявил на заседании коллегии Минсельхоза 17.03.06 министр Гордеев. Он также отметил ряд серьезных проблем в отрасли: «Темпы экономического роста в с/х отстают от общих темпов развития экономики в 2–2,5 раза; треть с/х предприятий убыточны, и разрыв между сильными и слабыми хозяйствами продолжает возрастать. Лишь 1,5 % успешных хозяйств дают в балансе прибыли с/х отрасли 70 %».
В связи с этим, кроме формирования эффективной инфраструктуры, важным фактором становления с/х производства являются структура и организация деятельности хозяйств. Российская практика показывает: наиболее рентабельными являются хозяйства с завершенным производственным циклом. Опыт наиболее эффективных хозяйств показывает, что они могут объединяться, организуя совместную переработку продукции, ее хранение, расфасовку и доставку на продовольственные рынки и т.д. Для решения проблем и обмена опытом с/х предприятия объединяются в различные формы: Росптицесоюз, Национальная мясная ассоциация, Мясной Союз России, Ассоциация операторов российского рынка мяса птицы и т.д. Стратегическое руководство сельским хозяйством осуществляет Министерство с/х. Кроме того, управляющими и контролирующими органами, например, для мясной отрасли, можно назвать: Минэкономразвития, Росветнадзор, Федеральный центр охраны животных и др. Вспомогательную функцию для решения проблем с/х выполняют организации: ИКАР, ИАМ, ВИА Пи, РосАгрофонд и др.
Таким образом, сельское хозяйство в России — отрасль, проблемы которой выходят за собственные рамки. Поддержка АПК России государством происходит в основном посредством ограничения ввоза импортной продукции и выделением субсидий с/х предприятиям. В первом случае был получен положительный результат. Например, в области птицеводства, отмечено следующее: в период с 1997 по 2003 гг. объемы внутреннего производства мяса птицы выросли на 73 % или на 460 тыс. тонн. Среднегодовые темпы роста составили 10 %. В 2003 году относительно уровня 1997 г. импортные поставки сократились на 14,5 % [4]. Вместе с тем, система квотирования в 2006 г. изменилась не в пользу российских производителей мясной продукции.
В части субсидий сельскохозяйственным предприятиям можно отметить федеральный закон от 9.07.2002 г. № 83–Ф3 «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей». До 2002 г. предприятия имели право на отсрочку долга только по федеральным налогам и взносам во внебюджетные фонды. В 2002 г. Закон добавил к числу таких кредиторов всех юридических и физических лиц, обладающих правом взыскивать задолженность с предприятия-должника, субъекты РФ, государственные внебюджетные фонды и органы местного самоуправления [3].
В настоящее время реализуется национальный проект «Развитие АПК» с участием «Россельхозбанка», который позволит создать национальную кредитную систему в с/х. Основная идея проекта – увеличение годового лимита субсидий в 2–3 раза. Кроме того, глава Минсельхоза РФ ставит в этом году задачу принять закон о развитии с/х и регулировании продовольственных рынков.
Между тем, поддержка государства не решает всех проблем с/х. Финансовая несостоятельность, кредиторская задолженность, изношенность основных фондов, недостаток оборотных средств, технологическая отсталость и мн.др. заставляют с/х предприятия искать стратегического инвестора и вступать в объединения. Например, общее количество бройлерных птицефабрик в составе агропромышленных объединений в 2002 г. составляло 34 единицы. В 2003 г. количество птицефабрик, вошедших в холдинги, составило 80 единиц. Из общего числа птицефабрик, входящих в холдинги, 1/3 приходится на яичные.
Таким образом, в настоящее время 44 % от общего количества бройлерных птицефабрик находятся в собственности крупных агрохолдингов. В таблице 1 представлен анализ отношений собственности и темпов роста производства в 2003 г. в группах, сегментированных по объемам производства (производство мяса птицы): первая группа – более 15000 т в год; вторая группа – 10000–15000 т в год; третья группа – 5000–10000 т в год; четвертая группа – 1500–5000 т в год; пятая группа – менее 1500 т в год) [4].
Таблица 1
Анализ отношений собственности и темпов роста производства в птицеводстве РФ, 2003 год
Группа | Количество предприятий |
Объем производства в группе (тыс. т) |
Доля группы в общем объеме (%) |
Отношения собственности |
Рост производства (%) |
1 | 8 | 166,4 | 24,1 | 4 холдинга
1 инвестор |
133 |
2 | 13 | 152,9 | 22,2 | 9 холдингов
4 инвестор |
128,5 |
3 | 32 | 219,0 | 31,7 | 13 холдингов
6 инвесторов |
123 |
4 | 42 | 136,5 | 19,8 | 10 холдингов
4 инвестора |
120 |
5 | 18 | 16,1 | 2,3 | 4 холдинга | 102 |
В 2003 г. эффективных собственников имели все крупные предприятия; около 60 % птицефабрик находились в собственности агрохолдингов или постоянных собственников; принадлежность агрохолдингу или инвестору – определяющий фактор для роста производства. Наибольший рост производства – 33 % наблюдается в самых крупных птицеводческих предприятиях – 1 группа.
Итак, основными инструментами стратегического управления АПК в России должны выступать: формирование эффективной инфраструктуры с/х; совершенствование системы поддержки с/х правительством; координация усилий на федеральном и региональном уровне; объединение административных ресурсов с возможностями предприятий; формулирование оптимальных направлений и путей развития; повышение уровня конкурентоспособности производства в с/х; повышение рентабельности сельскохозяйственного производства путем интеграции и концентрации предприятий привлечения инвесторов в с/х.
С.В. Чупрова, Л.Н. Сарапулова
Литература
- Комментарии к Федеральному закону от 9.07.02. – № 83–Ф3,
- Коробейников М. Российская модель управления агропромышленным комплексом в условиях рынка // Проблемы теории и практики управления. – 2003. – № 5.
- Куликов Н.И. Развитие интеграционных процессов в агропромышленном комплексе // Вестник Тамбовского университета. – 2000. – № 2.
- Мониторинг состояния российского рынка мяса птицы в 2003 году. – М.: Институт аграрного маркетинга, 2003.