Проблема построения эффективной стратегии, направленной как на реализацию планов собственников и управляющих предприятия, так и на развитие различных отраслей народного хозяйства — одна из важнейших проблем, стоящих сегодня как на корпоративном, так и на региональном уровне.
Механизм стратегического управления в хозяйственной практике современной России находится на стадии становления. Российский рынок вступил в такую фазу, когда отсутствие разработанной стратегии снижает эффективность деятельности предприятия.
Стратегическое управление позволяет взглянуть на предприятие как на единое целое, и объяснить, почему некоторые предприятия и организации развиваются и процветают, а другие терпят поражение и неудачи.
Управление стратегией предусматривает анализ среды, выбор миссии и целей, определение стратегии, анализ ее качества, реализацию стратегии.
В условиях командной экономики предприятия при разработке планов деятельности использовали информацию о состоянии потребителей, поставщиков, о ценах на продукцию, поступающую со стороны государства.
В настоящее время руководство предприятия должно само определять и прогнозировать параметры внешней среды, учитывать влияние макроокружения и непосредственного окружения, анализировать внутренний потенциал своей деятельности и главное – определять долгосрочную стратегию развития.
Оценка внутреннего потенциала очень важна для предприятия, поскольку позволяет оценить соответствие возможностей предприятия рыночным запросам. На основе этого разрабатываются обоснованные программы развития предприятия и его поведения на рынке.
Изучение внутреннего состояния предполагает анализ его финансового положения, организационной структуры управления, производственных мощностей, научно-технического и кадрового потенциала, в результате чего выявляются сильные и слабые стороны предприятия.
Особое внимание при анализе внутренней среды функционирования необходимо уделить корпоративной культуре, поскольку она является важным фактором успешной реализации стратегии. Корпоративная культура – это основной компонент в достижении организационных целей, повышении эффективности предприятия и управлении инновациями.
В последнее время большинству российских предприятий приходится работать в быстро изменяющемся и трудно предсказуемом окружении, что заставляет руководство предприятия все глубже анализировать это окружение, определяя возможности для своей деятельности и выявляя угрозы. Однако это бывает сложно, поскольку предприятия, с одной стороны, сталкиваются с обилием неупорядоченной внешней информацией, а с другой – с отсутствием систематизированных ориентиров для выбора направлений развития.
Основным инструментом, который обеспечивает менеджмент конкретными ориентирами практически во всех областях деятельности предприятия, является его миссия.
Формулировка миссии позволяет предприятию более четко находить свое место на рынке, а также обеспечить четкое понимание и видение руководителями будущего желаемого состояния предприятия, т.е. продукцию и услуги, которые предприятие планирует производить и продавать; рынки, на которых планирует работать; способы выхода на эти рынки, политику управления финансовыми ресурсами; технологии и оборудование, которые необходимы для обеспечение выпуска продукции или оказания услуг.
Конкретизацией миссии предприятия являются его стратегические и финансовые цели. Цели выполняют следующие функции:
- Отражают философию, концепцию деятельности и развития предприятия;
- Уменьшают неопределенность текущей деятельности предприятия. Это помогает действовать быстрее, добиваясь намеченного с минимальными затратами;
- Цели составляют основу критериев для выделения проблем, принятия решений, контроля и оценки результатов деятельности сотрудников.
Выбор стратегии является наиболее важным этапом в деятельности предприятия. Стратегия предполагает разработку обоснованных мер и планов достижения намеченных целей1. Сущность выбора стратегии состоит в том, чтобы из многообразия выявленных альтернатив выбрать наиболее правильное направление развития.
Перед любым предприятием могут стоять четыре основные альтернативы: ограниченный рост, сокращение и сочетание этих стратегий. Поэтому предприятию необходимо выбрать такую альтернативу, которая была бы эффективна в каждой конкретной ситуации. После выбора стратегии разрабатывается стратегический план, в котором содержатся сформулированные краткосрочные и долгосрочные цели предприятия, направление его развития, а также тактики, процедуры, политики и правила.
Завершающим этапом стратегического управления является этап оценки реализации выбранной стратегии. На этом этапе важно выявить отклонения от намеченных целей, оценить, учитывает ли стратегия опасности и возможности, предполагает ли допустимую степень риска, является ли она совместимой с внутренними возможностями предприятия, а также обладает ли предприятие достаточными ресурсами для реализации стратегии.
Если стратегия учитывает все эти вопросы, следовательно, она создает возможности для успеха предприятия, а значит, имеет потенциал конкурентоспособности предприятия. Конкурентоспособное предприятие — это эффективная бизнес-система, способная завоевать и удерживать существенную долю рынка, а, следовательно, обеспечивать рост доходов и финансовое благополучие. Следствием высокой конкурентоспособности является: наличие собственных возможностей для внедрения в практику передовых идей, стабильность и устойчивость к изменениям на рынке, способность качественно и в срок выполнять государственный заказ, высокая привлекательность для инвесторов и кредиторов.
На растущем российском рынке лидерство сможет захватить лишь та компания, которая сумеет:
(а) четко понять свое место на рынке и разработать стратегию развития;
(б) разработать стратегический проект, который позволит захватить лидерство;
(в) привлечь финансирование для реализации данного проекта.
Поэтому можно сформулировать основные этапы внедрения стратегических изменений на предприятии. По нашему мнению, процесс внедрения стратегического управления требует перестройки всей организации и должен проводиться в следующем порядке:
— назначение полномочных руководителей;
— развитие стратегического мышления;
— подготовка информации;
— изменение подсистемы стимулирования и оплаты; создание условий для стратегического планирования;
— проведение мероприятий по повышению профессионального уровня всего персонала фирмы по использованию результатов стратегического планирования;
— внедрение системы стратегического управления;
— организация работы по контролю действий;
— утверждение структуры и принципов стратегического менеджмента;
— утверждение общей структуры предприятия, обеспечивающей соответствие и координацию оперативной и стратегической деятельности.
Таким образом, правильно и вовремя принятые стратегические решения играют сегодня ключевую роль в успешной деятельности предприятия. В конечном счете, именно они оказывают решающее влияние на его конкурентоспособность.
Ю.В. Филимонова