Психология

Структура и психологические особенности учебно-спортивной деятельности

Учебно-спортивная деятельность – это вид деятельности, направленный на удовлетворение интереса к определенному его виду, на достижение высоких спортивных результатов, получающих признание общества. Занятия спортом направлены на повышение собственного престижа, престижа команды и престижа Родины.

Результатом учебно-спортивной деятельности являются спортивные достижения, выполняемые спортсменами на тренировках и соревнованиях. Учебно-спортивная деятельность одновременно содержит: во-первых, действия, направленные на подготовку организма к физическим и психологическим нагрузкам, развитие и совершенствование технических умений и навыков, развитие и формирование личностных качеств, умений и свойств (тренировочный тип деятельности); во-вторых, действия направленные на достижения целей учебно-спортивной деятельности (соревновательный тип деятельности).

Исходя из вышесказанного, можно представить учебно-спортивную деятельность на следующем рисунке (рис. 1).

Рис. 1. Структура учебно-спортивной деятельности.

Учебно-спортивная деятельность как специфический вид деятельности имеет ряд психологических особенностей тренировочной и соревновательной деятельности.

Психологические особенности тренировочной деятельности следующие:

  • обучение и воспитание, направленные на развитие личности спортсмена;
  • совершенствование психологических процессов и свойств личности;
  • адаптация к возрастающим физическим и психологическим нагрузкам;
  • систематическое повышение ранее достигнутого и ставшего уже привычным уровня физического и психического развития (преодоление самого себя);
  • подчинение строгой дисциплине, режима жизни решаемым задачам;
  • отношение спортсмена к тренировочной деятельности и совершенство его системы мотивации;
  • наличие специфического общения: во-первых, с тренером, который стремится побудить спортсмена к объемной и качественной работе (часто на пределе возможностей); во-вторых, с товарищами, которые часто выступают в роли соперников или конкурентов;
  • наличие психического напряжения, которое при определенных условиях может привести к психическому перенапряжению.

Психологические особенности соревновательной деятельности следующие:

  • соревнование обладает стимулирующим влиянием;
  • во время участия в соревнованиях у спортсмена присутствует стремление к победе или улучшению результативности выступления;
  • соревнования влияют на статус спортсмена в обществе, включаются в оценку жизненных достижений. Они всегда социально значимы, их результаты получают широкую общественную известность и оценку;
  • результаты соревнований лично значимы для спортсменов, служат проверкой правильности или неправильности избранного пути и целесообразности затрат времени и усилий;
  • соревнования – это специфический фактор, создающий экстраординарные эмоционально-волевые состояния, которые оказывают влияние (положительное или отрицательное) на процесс и результат деятельности спортсмена.

Тренировочная и соревновательная деятельность характеризуются значительными по объему и интенсивности нагрузками, напряжением психических и физических функций, которые приводят к тому, что нередко спортсмен оказывается в экстремальных условиях даже во время тренировки. Особенно это характерно для спортивных игр. А.Ф. Вендрих показал, что характер взаимодействий и контрдействий между соперниками и партнерами в тренировочной и соревновательной игре отражается и на динамике психических функций спортсменов: в одних случаях она одинакова в тренировке и соревнованиях, а в других – разнонаправлена (так называемая инверсия значимости), т.е. изменения функций в тренировке не похожи на изменения их в соревновании. Различия объясняются спецификой мотивационной сферы тренирующегося или соревнующегося спортсмена, а также его отношением к тем или иным упражнениям или формам тренировки. «Нелюбимые», но необходимые упражнения вызывают психическую реакцию, резко отличную от той, которая наблюдается в ответ на раздражители соревновательной обстановки. Поэтому для психологического анализа спортивной деятельности существенно выделение двух ее видов: соревновательной и тренировочной.

На различных этапах предсоревновательной подготовки в зависимости от преимущественного использования тех или иных тренировочных средств меняется не структура деятельности, а состояние, которое испытывают спортсмены. Оно существенным образом влияет на тренированность и нередко проявляется в соревновании. Специфика состояний спортсмена в том или ином виде спорта также определяет психическое состояние. Многоэтапный процесс подготовки к наиболее ответственному соревнованию сезона в ряде видов спорта предусматривает такую направленность занятий, когда вначале превалируют средства общей физической подготовки (ОФП), а затем – специальной подготовки (СП). На первом этапе подготовки, когда в большом объеме применяются средства ОФП, спортсменов, как правило, отличает «психическая свежесть» (желание тренироваться, легкая переносимость нагрузок, высокая реактивность психики и т.д.). Увеличение интенсивности средств ОФС и объема средств СП на втором этапе приводит (наряду с улучшением физической подготовленности) к ухудшению координации важнейших психических функций и т.д. Такая противоречивость в динамике физической и психической подготовленности субъективно вызывает у спортсмена неудовлетворенность качеством технико-тактических действий, вследствие чего у него отмечается чрезмерная психическая напряженность и замедленное восстановление после тренировок. Эффективным оказывается в таком случае применение средств психотерапии.

Наконец, для характеристики тех или иных видов спортивной деятельности необходимо знать величины психической нагрузки на отдельных этапах предсоревновательной подготовки, а также динамику этой нагрузки в течение соревновательного сезона. П. Кунат называет психической нагрузкой последствия психической регуляции поведения в связи с экстремальными требованиями тренировок и соревнований; при этом спортсмен вынужден регулировать психофизиологической равновесие с большой затратой психической энергии или с помощью подключения запасных функциональных систем. Общая нагрузка во многом определяется степенью психической напряженности, которую испытывает спортсмен. Степень такой напряженности необходимо учитывать при шкалировании нагрузок, планировании их динамики в различных соревнованиях. Например, соревнования типа контрольных дают психическую напряженность в один балл (условно), наиболее ответственное соревнование года – в десять баллов. Можно оценить и напряженность тренировочных занятий в зависимости от объема и интенсивности упражнений, средств ОФП и СП и т.д. Тогда каждому отрезку времени будет соответствовать различная сумма баллов оценки психической напряженности. Таким образом, получатся пики и спады ее, которые должны быть индивидуально регламентированы.

В основе разработки психограмм конкретных видов спорта лежат общие положения составления психограмм конкретных видов спорта, хотя специфика любого вида спорта предусматривает отклонения от общей схемы.

В целях систематизации данных психологических характеристик, полученных на основе экспериментов или психолого-педагогических наблюдений, необходимо опираться на схему (рис. 2), которая хоть и не отражает всего многообразия психологической структуры деятельности в различных видах спорта, но может служить основой для первоначального теоретического анализа или выбора инструмента экспериментального исследования в конкретном виде.

Как видно из рис. 2, психологическая структура спортивной деятельности включает выделение объективных условий деятельности (особенности тренировочного занятия, соревнований и внешней среды, в которой действуют спортсмены) и субъективных (особенности мотивации, качеств и свойств личности, психических процессов), причем, вторые детерминируются первыми через требования к исполнителю. Имеется двусторонняя связь между объективными и субъективными условиями и структурой двигательной деятельности в данном виде спорта. Эта структура определяется не только характером соревновательных действий и операций, но и характером тренировочных упражнений, которые нередко по своим признакам не имеют почти ничего общего с действиями и операциями, выполняемыми непосредственно в соревновании.

Рис. 2. Психологическая структура спортивной деятельности.

Наконец, в связи со спецификой объективных и субъективных условий, а также структуры двигательной деятельности развиваются типичные для данного вида спорта психические состояния. Показатели индивидуальных психологических особенностей спортсмена и типичных психологических состояний в тренировочной и соревновательной деятельности должны составлять основу модельных психологических характеристик спортсменов в конкретном виде спорта.

Относительно устойчивая система эффективных приемов и способов деятельности, отвечающая индивидуально-психологическим особенностям спортсменов, другими словами – индивидуальный стиль деятельности, складывается и трансформируется на протяжении спортивной карьеры, реализуя функцию согласования, уравновешивания объективных и субъективных условий деятельности и отражая ту известную закономерность, что человек не только сам приспосабливается к деятельности, но и приспосабливает деятельность к себе. Кроме того, индивидуальный стиль деятельности связывает блоки мотивации и средств спортивной деятельности в ее психологической структуре, пытаясь разрешить противоречие как между объективными и субъективными условиями деятельности, так и между целями и возможностями спортсмена.

Спортивная деятельность – это деятельность общественная. С другими видами деятельности спорт объединяет социальная значимость и социальная оценка, личная и коллективная заинтересованность в результате деятельности и др. Однако спортивная деятельность отличается от других видов деятельности рядом специфических особенностей, например:

1) при занятиях спортом объектом сознания и деятельности человека является его собственное тело, его движения;

2) предметом спортивной деятельности является сам занимающийся, самостоятельность его мыслей и действий. В то же время человек, занимающийся физической культурой и спортом, является предметом деятельности и дел других людей (тренеров, преподавателей физической культуры, спортивных противников и т.д.). Все они учат его технике физических и спортивных упражнений, спортивной тактике, заботятся о его воспитании, о развитии его двигательных и других способностей, содействуют или противодействуют в соревновательной борьбе;

3) спортивная деятельность обязательно связана с очень интенсивными и даже максимальными физическими и психическими напряжениями;

4) спорту присуща борьба за высшие достижения – соревнование, причем, только в спорте высших достижений оно преследует цель не столько участия, сколько победы.

Почти во всех видах человеческой деятельности, кроме спортивной, объектом сознания и воли человека, объектом его деятельности, его труда являются какие-либо предметы, существа, другие люди. А в спорте человек работает над самим собой. Спортсмен совершенствует свою силу, выносливость, быстроту, свое умение делать необходимые движения точно, свою способность решать тактические задачи и принимать решения. Спортсмен – субъект и объект деятельности. Именно в спорте происходит слияние субъекта и объекта деятельности.

Литература

  1. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта. – М.: «Академия», 2003. – 288 с.
  2. Курамшина Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: Учебник. – М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.
  3. Психология спорта высших достижений: Учеб. пособие для ин-тов физ. культ. / Под ред. А.В. Родионова. — М.: Физкультура и спорт, 1979. – 144 с.
  4. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов / Сост. и общая редакция И.П. Волкова. – СПб.: Питер, 2002. – 384 с.

И.И. Бойко