Тема работы: Связь особенностей внимания и памяти у детей младшего школьного возраста с их успеваемостью
Страницы: 59
Содержание
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы внимания и памяти в отечественной и зарубежной психологии 4
1.1. Теоретические основы внимания: понятие, теории, виды и свойства внимания 4
1.2. Понятие памяти. Теории памяти 13
1.3. Особенности внимания и памяти младших школьников 20
1.4. Выводы 24
Глава 2. Исследование связи особенностей внимания и памяти у детей младшего школьного возраста с их успеваемостью 25
2.1. База, методология и методы исследования. 25
2.2. Анализ результатов и их интерпретация 30
2.3. Выводы 37
Глава 3. Развитие внимания и памяти у детей младшего школьного возраста 39
3.1. Развитие внимания у детей младшего школьного возраста 39
3.2. Развитие памяти у детей младшего школьного возраста 41
3.3. Анализ результатов повторного исследования и их интерпретация 43
3.4. Выводы 50
Заключение 53
Список литературы 55
Приложение 59
Введение
Младший школьный возраст начинается в семь лет, когда ребёнок приступает к обучению в школе, и длится до десяти лет. Ведущей деятельностью данного периода становится учебная деятельность. Младший школьник приступает к усвоению человеческого опыта, представленного в форме научных знаний. Также младший школьный период характеризуется дальнейшим совершенствованием высшей нервной деятельности, костно-мышечного аппарата, развитием психических функций. Младший школьный период занимает особое место в психологии ещё и потому, что этот период обучения в школе является качественно новым этапом психологического развития человека. Ведь в это время психическое развитие осуществляется главным образом в процессе учебной деятельности и, следовательно, определяется степенью включённости в него самого школьника. Несмотря на подготовку к школе, осуществляемую в детском саду и родителями, адаптация к школе требует немалых усилий от ребёнка. Происходит резкое изменение режима всего дня. Учебная деятельность, став ведущей, ставит свой ряд требований к младшему школьнику. Ритм школьной жизни способствует развитию необходимых для успешного обучения навыков и умений. Школьник теперь сам должен распределять своё время, общается с большим количеством детей. Ребёнок меньше двигается, но зато ему приходиться выносить нагрузки, связанные с умственной деятельностью.
Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они приобретают опосредованный характер, становятся сознательными и произвольными. Развитие мышления приводит к качественной перестройке других познавательных процессов, придавая им регулируемый, произвольный характер. Как говорит Д.Б. Эльконин: «память становится мыслящей», а внимание превращается в организованный, произвольный процесс.
Цель работы: исследовать как показатели внимания и памяти влияют на успеваемость младших школьников, а также последующая коррекция детей, связанная с развитием внимания и памяти.
Объект исследования: дети младшего школьного возраста.
Предмет исследования: связь особенностей внимания и памяти у детей младшего школьного возраста с их успеваемостью.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что чем выше показатели внимания и памяти у младших школьников, тем выше их успеваемость.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
1) анализ литературы, посвященной теоретическим основам внимания и памяти отечественных и зарубежных авторов;
2) анализ литературы, посвященной особенностям обучения младших школьников;
3) исследование связи внимания и памяти у детей младшего школьного возраста с их успеваемостью;
4) коррекционная работа по развитию памяти и внимания у младших школьников.
База исследования: МОУ СОШ № 32 г. Иркутска. В исследовании приняло участие 40 учащихся младших классов в возрасте от 8 до 9 лет, из них 24 – это девочки и 16 – мальчики.