В последние годы работа с одарёнными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений, как на уровне общества, так и на уровне государства. В свою очередь, это привело к существенному усилению интереса к фундаментальным научным разработкам в области психологии одарённости: к созданию новых теорий и методов, направленных на выявление психологических закономерностей и механизмов развития одарённости, а также к практико-ориентированным исследованиям, их практической апробации и внедрению разрабатываемых методов поиска, обучения и развития одарённых детей. Однако при работе с одарёнными детьми постоянно возникают педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одарённости, включая возрастную и скрытую одарённость, множеством противоречивых теоретических подходов и методов, вариативностью современного образования, а также чрезвычайно малым числом специалистов, профессионально и личностно подготовленных к работе с одарёнными детьми. Кроме этого, необходимо учитывать специфику обучения и развития одарённых детей в образовательных учреждениях разного типа: в системе дошкольного и школьного образования (школы, гимназии, лицеи), государственного и негосударственного образования, в системе дополнительного (внешкольного) образования и т.п.
В результате исследований по проблеме одаренности выявляются особенности интеллектуального, творческого и личностного развития одаренных детей (Н.С. Лейтес, К.Х. Хеллер, К.Перлет, Е.И. Щеб- ланова, И.С. Аверина и др.). На развитие одаренных детей значительное влияние оказывает их окружение — семья, сверстники, школа.
Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Следовательно, понятие одарённости может быть раскрыто лишь в рамках системного подхода.
Такой подход присутствовал уже в исследованиях Б.М.Теплова, который писал: «В этой характеристике личности, которую мы называем одарённость, нельзя видеть простую сумму способностей: по сравнению со способностями она составляет новое качество». Согласно Теплову нельзя понять одарённость, если ограничиваться лишь анализом специальных способностей и связанных с ними особенностей творчества. Это подтверждает то, что особо яркая одарённость или талант свидетельствуют не только о наличии высоких способностей по всему набору компонентов, затребованных структурой деятельности, но и, что особенно важно, интенсивности интеграционных процессов «внутри» субъекта, вовлекающих его личностную сферу. Их интенсивность и полнота определяют динамику индивидуального развития одарённости. Регресс этих процессов объясняет исчезновение одарённости.
Многие исследователи указывают на особую чувствительность и повышенную ранимость одаренных детей и подростков (Лейтес Н.С., Бабаева Ю.Д., Богоявленская Д.Б., Панов В.И. и др.). Однако проблема особенностей психических состояний у высокоинтелектуальных подростков не освещена в полном объеме в трудах отечественных и зарубежных психологов и практически не изучена.
В «Рабочей концепции одарённости» отмечается, что дети, имеющие ярко выраженные признаки одарённости в области специальных способностей, или ускоренное развитие по интеллектуальным параметрам, часто отличаются специфическими проблемами в адаптации к коллективу сверстников, эмоциональной лабильностью, личностным инфантилизмом. Отмечается, что особо одарённые дети, из-за их истощаемости, трудно переносят любую деятельность, требующую физических или умственных усилий. Таким образом, для этих детей характерны проблемы «…волевых навыков или шире — саморегуляции… они занимаются только деятельностью, достаточно интересной и легкой для них, т.е. составляющей суть их одарённости». Эти дети способны запомнить большие объёмы информации и легко усваивать учебный материал в какой-то определённой области знаний. Как правило, это математика и предметы естественнонаучного цикла. Учителя и родители, апеллируя к высоким когнитивным способностям, нестандартности рассуждений, относят таких детей к разряду одарённых еще в дошкольном возрасте. В то же время эти дети могут отличаться двигательной расторможенностью, неспособностью к длительной концентрации внимания, трудностями в сфере общения, конфликтностью. Важно, что такие дети трудно усваивают социальные нормы.
Бабаева Ю.Д. отмечает, что выявление, обучение и развитие одаренных детей должно базироваться на целостном подходе к изучению их личности. Это предполагает единство рассмотрения и познавательных, и эмоциональных, и личностных и иных сфер психики одаренных. Существенно, что дети с признаками одаренности могут характеризоваться как гармоничностью, так и диссинхронностью в развитии разных способностей и сфер психики. (Бабаева 1997, Лейтес 1998, Панов 1998 и др.). В.И.Па- нов выделяет две условно полярные группы среди одаренных детей. Одна — это дети с гармоничным, синхронным развитием познавательных, эмоциональных, регуляторных, психомоторных, личностных и других сторон психического развития. Другая — это дети, психическое развитие которых отличается дисбалансом, диссинхронностью в уровне сформированности указанных сторон. То есть ребенок, обладающий высоким интеллектом может отличаться эмоциональной неустойчивостью, нестабильностью самооценки и т.д. К неблагоприятным особенностям можно добавить резкие перепады в отношении к себе и другим, невротизм. Дети могут проявлять обеспокоенность, тревожность в связи со своей непохожестью на сверстников. Временами у одаренных школьников отмечается повышенная молчаливость или, наоборот, повышенная потребность повышенная потребность в постоянном высказывании и отстаивании своего мнения. При работе с последней группой детей первейшее значение приобретают проблемы развития у них способности к произвольной регуляции своих психических состояний, интеллектуальных действий, общения и поведения в целом.
Психические состояния являются важнейшей частью всей психической регуляции, играют существенную роль в любом виде деятельности, тесно связаны с индивидуальными особенностями личности. В психических состояниях, так же как и в других психических явлениях, отражается взаимодействие человека с жизненной средой. Любые существенные изменения внешней среды, изменения во внутреннем мире личности, в организме вызывают определенный отклик в человеке как целостности, влекут за собой переход в новое психическое состояние, меняют уровень активности субъекта, характер переживаний и многое другое.
К числу важнейших характеристик психического состояния относится степень его осознанности субъектом. Осознание имеет немалое значение для психической регуляции состояния и его коррекции в желаемом направлении. Субъективная картина состояния оказывает огромное влияние на динамику состояния в целом. Центральное место в осознании состояний занимают отношения к себе (восприятие, понимание, оценивание и принятие себя). Это сильная детерминанта психических состояний, т.к. внутренняя жизнь личности чрезвычайно богата и человек нередко уделяет ей больше внимания, чем событиям и обстоятельствам окружающего мира.
Осознание своего психического состояния помогает установить ту или иную степень контроля над эмоциональным процессом, человек сознательно решает сдержать или подавить выражение той или иной эмоции, инициирует или поддерживает когнитивную и моторную деятельность, путем обратной связи устраняет само субъективное переживание. Т.к. на фоне общего возбуждения внутренние побудительные сигналы, нацеленные на мыслительные процессы и поведенческие акты становятся неотчетливыми, действия могут стать неэффективными и дезадаптивными, бездействие грозит психосоматическими нарушениями.
Благоприятные психические состояния повышают продуктивность когнитивных процессов, способствуют креативному подходу к решению различного рода проблем, позитивные эмоциональные переживания способствуют творческому подходу к решению проблем, позволяя человеку увидеть т.е. взаимосвязи между явлениями, которые обычно оставались незамеченными. Радостные переживания укрепляя самооценку человека, повышают его уверенность в себе, делают его сознание более открытым для восприятия новой информации, способствует подвижности психических процессов, повышения эффективности интеллектуальной деятельности.
Переживание неблагоприятных психических состояний сопровождается чувством неуверенности, незащищенности, невозможности контролировать ситуацию, чувством собственной неэффективности, что блокирует практически всю деятельность человека, в том числе и интеллектуальную.
У многих подростков одарённость проявляется не как склонность к изучению и усвоению какой- либо учебной дисциплины, а как способность к познанию нового вообще, мотивация к решению разнообразных интеллектуальных задач, стремление к построению непротиворечивой картины мира в целом. В силу личностных особенностей одаренные дети наиболее чувствительны к неадекватным оценкам, несправедливым и негативным воздействиям. Подростковый период — особый период в развитии личности. Этот период характеризуется резко проходящими качественными изменениями. Возрастная трансформация зачастую происходит рывками, неравномерно. Подростки очень импульсивны, вспыльчивы, легко возбудимы, они подвержены к колебаниям настроения и аффективным вспышкам.
Одаренных подростков характеризуют следующие психологические параметры: высокая мозговая активность (с доминированием правого «эмоционального» полушария в состоянии оперативного покоя, с преимущественной активацией левого «рационального» полушария во время педагогической нагрузки), обеспечивающая высокую умственную активность и повышенную чувствительность к стимулам окружающей социальной среды; возбудимость нервной системы, высокая эмоциональная чувствительность, эмоционально-психическое напряжение, впечатлительность; внутренняя противоречивость, конфликтность; высокий умственный и творческий потенциал, чрезмерная увлеченность идеей; целеустремленность; стремление к соперничеству, лидерству; низкая стрессоустойчивость.
Ю.Д. Бабаева отмечает, что одаренные дети испытывают необходимость в освоении специальных приемов, способствующих пониманию, контролю, саморегуляции и управлению собственными эмоциональными состояниями.
Таким образом, в настоящее время психологическая наука не располагает определенным теоретическим и эмпирическим материалом, позволяющим сделать вывод, что у одаренных подростков имеются качественные отличия в особенностях психических состояний, по сравнению с подростками с обычными возможностями. Процесс развития одаренной личности требует особого системного непрерывного наблюдения и стимулирования со стороны взрослых. Для проявления одарённости каждому ребенку необходимо создать определённые условия для реализации его интересов, стимулирования мотивации развития собственных способностей. Своевременное выявление одаренных детей и развитие их способностей являются залогом их личностного развития.
Дубровина С. В.