Психология

Теоретические основы синдрома эмоционального выгорания (сэв) в социальных профессиях

С конца семидесятых годов в мире существует общая обеспокоенность в отношении того, что сама по себе профессиональная деятельность, особенно в сфере «человек-человек», нередко оказывается фактором неблагоприятного влияния на физическое, психическое и, в целом, социальное здоровье работников. Проявляется в виде снижения качества оказываемой профессиональной помощи, снижения устойчивости межличностных отношений во всех сферах жизни (профессия, брак и семья), развития склонности к девиациям в сфере здоровья и социального поведения, разочарования в профессии, деморализации и профессиональной деформации. Эти испытываемые профессионалами состояния были названы — «синдромом эмоционального сгорания/выгорания» (СЭВ).

Проблематика стрессоустойчивое™ человека в различных профессиях с давних пор привлекала внимание психологов различных направлений. В классических исследованиях Селье, а позднее Лазаруса, Розенмана и Фридмана было показано, что длительное воздействие стресса приводит к таким неблагоприятным последствиям, как снижение общей психической устойчивости организма, появление чувства неудовлетворенности результатами своей деятельности, тенденция к отказу от выполнения заданий в ситуациях повышенных требований, неудач и поражений. Анализ факторов, вызывающих подобные симптомы в различных видах деятельности, показал, что существует ряд профессий, в которых человек начинает испытывать чувство внутренней эмоциональной опустошенности вследствие необходимости постоянных контактов с другими людьми. Появился термин «бессильный помощник», описывающий состояние психической перегрузки в социальных профессиях.

На сегодняшний день в литературе, посвященной синдрому выгорания, указывается на значительное расширение сфер деятельности, подверженных такой опасное™. К ним относятся: учителя, психологи, педагоги, воспитатели детских домов, социальные работники, полицейские и др.

Концептуальный подход к изучению синдрома выгорания в социальных профессиях даст основание для разработки конкретной программы диагностики и оценки факторов риска в сложной и многоуровневой системе адаптации (дезадаптации).

Необходимость широкого и детального обсуждения вопросов, связанных со всеми уровнями диагностики синдрома эмоционального выгорания в социальных профессиях, определяется рядом причин.

Во-первых, высокой теоретической актуальностью и практической значимостью психологических последствий для профессионала, испытывающего синдром хронического стресса.

Во-вторых, в настоящее время СЭВ остается одной из актуальнейших проблем клинической психологии, о чем свидетельствует Международная классификация болезней — 10 (МКБ-10), в которой этот синдром отнесен не к расстройствам, а к «проблемам, связанным с трудностями управления жизнью».

В этом качестве синдром эмоционального выгорания ставит задачу перед современными психологами как теоретического освоения критериев диагностики, так и практического применения психологического инструментария для психологической диагностики синдрома эмоционального выгорания. Комплекс методик, апробированных в научно-исследовательской работе кафедры психологии развития и возрастной психологии факультета психологии Сибирского института права, экономики и управления (СИПЭУ) г. Иркутска в течение нескольких лет состоит из наиболее применяемых в отечественной психологии психодиагностических методов, измеряющих признаки СЭВ, это:

  • шкала оценки «Уровень социальной фрустрированности» (УСФ) и «Уровень субъективного контроля»;
  • опросник ПВ («Психологическое выгорание»);
  • методика исследования эмоционального выгорания;
  • опросник поведения и переживания, связанного с работой (AVEM)

Теоретическую основу исследования составили принцип системного подхода к профессиональной деятельности, теория поэтапного профессионального становления личности, положения профессиональной деформации субъекта труда [Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, Е.А.Климов, А.А.Бодалев, О.Г.Носко- ва, В.Г.Асеев, Н.С.Пряжников, А.А.Реан, С.П.Безносов, Ю.ААлександровский, Т.В.Форманюкидр,].

В последние годы серьезное внимание уделяется психологическому обеспечению профессионального здоровья, связывая профессионализм человека с реализацией его внутренних и внешних потенций в процессе деятельности. Для успешного освоения и выполнения профессиональной деятельности, особенно в неблагоприятных условиях, человек вынужден прибегать к использованию внутренних ресурсов. Эти ресурсы используются как для получения полезного результата, так и на компенсацию неблагоприятных воздействий среды. (С.АДружилов).

Теоретическую основу при изучении профессиональной дезадаптации составляет совокупность психологических концепций:

  • концепция деятельности как целеустремленной открытой системы и человека как субъекта труда, реализующего и развивающего свой ресурс в процессе деятельности;
  • концепция информационных и концептуальных моделей;
  • трансформационная теория обучения;
  • концепция влияния экстремальных условий;
  • концепция обеспечения профессиональной надежности человека;
  • концепции требований к свойствам человека-профессионала, профессионального отбора, тренажерной подготовки и специальной реабилитации людей после напряженной и опасной профессиональной работы;
  • концепция сохранении здоровья и профессионального долголетия [К.М.Гуревич, Э.Ф.Зеер]

При анализе психологического содержания различных видов профессиональной деятельности могут быть выделены несколько компонентов.

  1. Личностный компонент деятельности, т.е, характеристики эмоциональной, волевой и мотивационных сфер, организаторские способности.
  2. Сенсорно-перцептивный компонент деятельности, т.е. характеристики восприятия и внимания.
  3. Гностический, или интеллектуальный, компонент деятельности, т.е. характеристики процесса обработки информации, принятия решения и т.п.
  4. Моторный компонент деятельности, т.е. характеристики психомоторных качеств и речи [Н.В.Кузьмина, Т.В.Кудрявцева]

Изучение условий профессиональной деятельности в системе «человек — человек» показало, что возможно влияние социально-фрустрирующих факторов на адаптивные процессы и компенсаторные механизмы личности.

В современной психологии преобладает точка зрения, согласно которой психическая адаптация рассматривается как системное явление в виде трехкомпонентной модели:

  • как система, обеспечивающая оптимальное соотношение между психическими и физиологическими адаптационными процессами (психофизиологическая адаптация);
  • как система, обеспечивающая сохранение психического гомеостаза и устойчивого целенаправленного поведения (собственно психическая адаптация);
  • как система адекватного взаимодействия с социальным окружением (социально-психологическая адаптация) [ВассерманЛ.И., БеребинМ.А., Косенков Н.И.].

Основными направлениями концептуального подхода к исследованию синдрома эмоционального выгорания специалистов эмоционально и социально напряженной профессиональной деятельности является:

  • исследование социальной фрустрированности как ведущего фактора риска психической дезадаптации;
  • исследование фундирующей роли стресса в механизмах нарушения психической адаптации, с выделением таких составляющих как «напряжение» адаптивных механизмов (в границах психического здоровья), «парциальная» психическая дезадаптация (группа риска) и «тотальная» психическая дезадаптация, которая при малоэффективных механизмах психологических защит личности может рассматриваться как «группа высокого риска» нервно-психической и психосоматической патологии.

В настоящее время хорошо известны три теоретические модели эмоционального выгорания и соответственно им методы его оценки. Доктор К. Маслач подчеркивает, что выгорание — это не потеря творческого потенциала, а «эмоциональное истощение, возникающее на фоне стресса, вызванного межличностным общением».

По словам К. Маслач, выгорание можно приравнять к дистрессу в его крайнем проявлении и к третьей стадии общего синдрома адаптации — стадии истощения, однако, момент, когда стресс переходит в дистресс, ясно не определен.

Эмоциональное выгорание — динамический процесс и возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса, налицо все три фазы стресса:

  • нервное (тревожное) напряжение — его создают хроническая психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная ответственность, трудность контингента;
  • резистенция, то есть сопротивление, — человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений;
  • истощение — оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным.

Соответственно каждому этапу, возникают отдельные признаки, или симптомы, нарастающего эмоционального выгорания:

  • стадия эмоционального истощения;
  • стадия деперсонализации;
  • стадия редукций личностных достижений.

Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.

Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. В частности, в социальной сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к клиентам, приходящим для лечения, консультации, получения образования и других социальных услуг.

Редукция профессиональных достижений — это возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.

Указанные выше три компонента «выгорания» в какой-то степени отражают специфику той профессиональной сферы (помогающие профессии), в которой впервые был обнаружен этот феномен. Особенно это касается второго компонента выгорания — деперсонализации, отражающей нередко состояние сферы социального обслуживания людей и оказания им помощи. Исследования последних лет не только подтвердили правомерность этой структуры, но и позволили существенно расширить сферу распространения, включив профессии, не связанные с социальной сферой. Это привело к некоторой модификации понятия «выгорание» и его структуры. Психическое выгорание теперь понимается как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями в процессе работы. Такое понимание несколько видоизменило и его основные компоненты — эмоциональное истощение, цинизм, профессиональная эффективность. С этих позиций понятие деперсонализации имеет более широкое значение и означает отрицательное отношение не только с клиентами, но и к труду и его предмету в целом.

При синдроме выгорания наблюдается расстройство не личности, а рабочей роли. Это индивидуальный ответ на рабочую ситуацию, в которой индивидуум не располагает ресурсами, поведенческими и когнитивными стратегиями, обеспечивающими противостояние стрессу.

Модель, предложенная Бойко В.А., основана на описании психологических механизмов развития всех трех фаз стресса.

Фаза «напряжения». Нервное (тревожное) напряжение служит предвестником и «запускающим» механизмом в формировании эмоционального выгорания. Напряжение имеет динамический характер, что обусловливается изматывающим постоянством или усилением психотравмирующих факторов. Тревожное напряжение включает несколько симптомов:

  1. Симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств».
  2. Симптом «неудовлетворенности собой».

В результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие обстоятельства, человек обычно испытывает недовольство собой, избранной профессией, занимаемой должностью, конкретными обязанностями. Действует механизм «эмоционального переноса»- энергетика направляется не только и не столько вовне, сколько на себя. По крайней мере, возникает замкнутый энергетический контур «Я и обстоятельства»: впечатления от внешних факторов деятельности постоянно травмируют личность и побуждают ее вновь и вновь переживать психотравмирующие элементы профессиональной деятельности. В этой схеме особое значение имеют внутренние факторы, способствующие появлению эмоционального выгорания: интенсивная интериоризация обязанностей, роли, обстоятельства деятельности, повышенная совестливость и чувство ответственности. На начальных этапах «выгорания» они нагнетают напряжение, а на последующих провоцируют психологическую защиту.

  1. Симптом «загнанности в клетку»,
  2. Симптом «тревоги и депрессии».

Фаза «резистенции». Вычленение этой фазы в самостоятельную весьма условно. Фактически сопротивление нарастающему стрессу начинается с момента появления тревожного напряжения. Формирование защиты с участием эмоционального выгорания происходит на фоне следующих явлений:

  1. Симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования»
  2. Симптом «эмоционально-нравственной дезориентации».
  3. Симптом «расширения сферы экономии эмоций».
  4. Симптом «редукции профессиональных обязанностей».

Фаза «истощения». Характеризуется более или менее выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Эмоциональная защита в форме «выгорания» становится неотъемлемым атрибутом личности.

  1. Симптом «эмоционального дефицита».
  2. Симптом «эмоциональной отстраненности».

нему безразличие и может быть глубоко травмирован.

  1. Симптом «личностной отстраненности или деперсонализации».
  2. Симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений».

Т.И. Ронгинская предлагает теоретическую модель развития выгорания, основанную на изучении четырех основных типов поведения в профессиональной среде. Высказано предположение, что поведение профессионала определяется тремя основными личностными сферами, способствующими психическому здоровью и профессиональному росту:

  • профессиональная активность;
  • стратегия преодоления проблемных ситуаций;
  • эмоциональный настрой на профессиональную деятельность

Автор выделяет четыре типа поведения и переживания в профессиональной среде.

  • Тип G — здоровый, активный, способный к решению трудных проблем, придающий работе высокое (но неэкстремальное) значение, контролирующий собственные энергетические затраты, отмеченный конструктивным способом преодоления ситуаций неудач и поражений, которые рассматриваются субъектом деятельности не как источник фрустрации и негативных эмоций, а как стимул для поиска активных стратегий их преодоления. Обобщая, можно представить тип G как образец положительной установки на выполнение деятельности, усиленной мобилизи-рующим воздействием положительных эмоций. (Рисунок человека G)
  • Тип S — экономный, бережливый, со средним уровнем мотивации, энергетических затрат и профессиональных притязаний, выраженной склонностью к сохранению дистанции по отношению к профессиональной деятельности, удовлетворенностью результатами своего труда. Характерной чертой этого типа является общая жизненная удовлетворенность, источником которой могут быть ситуации, не связанные с работой. Следует, однако, заметить, что такая «экономная» стратегия поведения эффективна лишь в ограниченных временных рамках, в длительной перспективе вероятно возрастание профессиональной неудовлетворенности на фоне успешности других людей, В случае необходимости психологическое вмешательство может быть направлено на повышение мотивации деятельности (например, мотивационный тренинг). (Рисунок человека S)
  • Тип А — тип риска А, характеризующийся экстремально высоким субъективным значением профессиональной деятельности, большой степенью готовности к энергетическим затратам, низкой устойчивостью к фрустрации и стрессу. Высокий уровень негативных эмоций, являющийся следствием психической перегрузки, стремления к совершенству и связанной с этим неудовлетворенности эффективностью своей деятельности, а также отсутствие социальной поддержки позволяют отнести этот тип к группе риска с вероятностью достаточно быстрого развития синдрома профессионального выгорания. Неблагоприятными последствиями поведения такого типа могут быть различного рода психосоматические расстройства с высоким риском коронарных заболеваний. Этот тип можно рассматривать как классический пример типа А, встречающийся в литературе, посвященной описанию стресса. (Рисунок человека А)

Однако в последние годы появился ряд исследований, указывающих на то, что индивидуальный стиль деятельности не является единственной причиной психосоматических расстройств. По мнению авторов, причину следует искать и в неблагоприятном сочетании высокой профессиональной активности индивида с отсутствием соответствующей эмоциональной поддержки и обратной связи со стороны остальных участников профессиональной ситуации.

  • Тип В — выгорание, отмечен низким субъективным значением деятельности, низкой стрессоус- тойчивостью, ограниченной способностью к релаксации и конструктивному решению проблем, тенденцией к отказу в трудных ситуациях, постоянным чувством беспокойства и беспредметного страха. Следует заметить, что при низком субъективном значении деятельности наблюдается сходство типов В и S, однако различие между ними заключается в том, что тип В не способен к сохранению необходимой дистанции по отношению к работе. Это приводит к дополнительным психическим нагрузкам, постоянной неудовлетворенности собой, снижению общей психической устойчивости организма, апатии и нежеланию выполнять профессиональные задачи. Приведенные симптомы отражают эмоциональное истощение организма и соответствуют картине синдрома профессионального выгорания, представленной (Рисунок человека В)

синдрома профессионального выгорания

Таким образом, личностные характеристики людей, приходящих в профессию, так же характер профессиональной деятельности, играют не последнюю роль в формировании синдрома эмоционального выгорания. Так какова же основная причина развития эмоционального выгорания — личностные черты или характеристики профессиональной деятельности? Основная идея современного подхода к понятию выгорания заключается в том, что выгорание — результат несоответствия между личностью и работой. Увеличение этого несоответствия повышает вероятность возникновения выгорания. Данная точка зрения выводит за рамки интерперсонального подхода и рассматривает выгорание как проявление эрозии человеческой души в целом, независимо от типа профессиональной деятельности.

Соболева Е.А.