Психология

Теоретические подходы к проблеме возникновения агрессии

В последнее время изучение проблемы агрессивного поведения стало актуальным из-за беспрецедентного роста агрессии и насилия в «цивилизованном» XX веке. Наибольшие результаты в изучении природы и механизмов агрессивного поведения человека достигнуты в психологической науке. Агрессия – это индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда либо даже на уничтожение другого человека или группы [3]. Агрессию изучали З. Фрейд, К. Лоренц, Э. Фромм, А. Бандура, Л. Берковиц, Дж. Доллард и другие.

В психологии существует четыре теории, объясняющие причины возникновения агрессивности:

  1. Теория инстинкта;
  2. Теория фрустрации;
  3. Теория социального научения;
  4. Комбинированная теория.

Рассмотрим каждую из них.

Теория инстинктивной агрессии

Согласно представлениям инстинктивистов (З. Фрейд, К. Лоренц), человек – это марионетка, которой управляют инстинкты, а потому он не принимает участия в своей жизни, не несет никакой ответственности и не имеет ни капли свободы. Фрейд, основатель психоанализа, полагал, что наряду с жаждой жизни (инстинктом живой субстанции к сохранению и приумножению) в человеке должна существовать и противоположная страсть – страсть к разложению живой массы, к превращению живого в первоначальное неорганическое состояние. То есть наряду с жаждой к жизни должен существовать инстинкт смерти. Инстинкт смерти направлен против самого живого организма и потому является инстинктом либо саморазрушения, либо разрушения другого индивида (в случае направленности вовне). Основная теоретическая посылка Фрейда гласит: человек одержим одной лишь страстью – жаждой разрушить либо себя, либо других людей, и этой трагической альтернативы ему вряд ли удастся избежать. Агрессивность по Фрейду является не реакцией на раздражение, а представляет собой некий постоянно присутствующий в организме подвижный импульс, обусловленный самой конституцией человеческого существа, самой природой человека [2, 6]. Другой представитель инстинктивистского направления – Конрад Лоренц рассматривал агрессию как адаптивное, а не как саморазрушительное поведение. По мнению Лоренца, агрессия человека имеет биологические предпосылки и обусловлена генетически [4, 6]. Лоренц придерживается точки зрения, согласно которой специфическая энергия, необходимая для инстинктивных действий, постоянно накапливается в нервных центрах, и, когда накапливается достаточное количество этой энергии, может произойти взрыв, даже при полном отсутствии раздражителя. Однако человек обычно находит возбудитель раздражения, чтобы сорвать на нем зло и тем самым освободиться от энергетической напряженности. Человеку, как считает Лоренц, нет нужды пассивно дожидаться подходящего раздражителя, он сам ищет его и даже создает соответствующие ситуации. Модель агрессии К. Лоренца можно назвать гидравлической – по аналогии с давлением воды, зажатой плотиной в закрытом водоеме. Лоренц, как и Фрейд, придерживается мнения, что губительная энергия агрессивного инстинкта досталась человеку по наследству [6].

Теория фрустрационнои агрессии

Автором одной из первых психологических теорий фрустрации-агрессии является Джон Доллард. Теория фрустрации претендует на объяснение причины любой агрессии. Точнее говоря, эта теория утверждает следующее: возникновение агрессивного поведения всегда обусловлено наличием фрустрации, и наоборот – наличие фрустрации всегда влечет за собой какую-нибудь форму агрессивности [5, 8]. По мнению Дж. Долларда и его коллег, энергия агрессии не обязательно разряжается на первопричине. Постепенно человек научается подавлять гнев и вымещать его опосредованно, особенно когда несдержанность может повлечь за собой неодобрение или даже наказание со стороны окружающих. Вместо агрессивного ответа человек переносит свои враждебные чувства на более безобидные мишени. Именно о таком переносе идет речь в старом анекдоте о муже, который бранит жену, которая вопит на сына, который пинает собаку, которая кусает почтальона, и все это потому, что на работе муж получил нагоняй от босса. Однако лабораторные испытания теории фрустрации-агрессии дали смешанные результаты: иногда фрустрация усиливала агрессивность, а иногда нет. Несколько позднее, Леонард Берковиц пересмотрел версию о том, что фрустрация всегда вызывает агрессию. Берковиц выдвинул предположение о том, что фрустрация вызывает озлобление и эмоциональную готовность реагировать агрессивно. Фрустрированный человек особенно часто разражается бранью, когда агрессивные подначки провоцируют высвобождение его с трудом сдерживаемого гнева. Берковиц обнаружил, что стимулом к агрессивным действиям часто является оружие, находящееся в поле зрения человека. В одном поставленном им эксперименте дети после игры с игрушечным оружием с большей готовностью разрушали постройку из кубиков, сделанную другим ребенком [1, 5].

Теория социального научения о причинах агрессии

Альберт Бандура, ведущий сторонник теории социального научения, считает, что человек учится социальному поведению посредством наблюдения и имитации, а также под воздействием вознаграждений и наказаний. По мнению Бандуры, повседневная жизнь постоянно демонстрирует модели агрессивного поведения в семье, субкультуре и средствах массовой информации. Так, например, дети, чьи родители часто применяют наказание, обычно используют сходные формы поведения в отношениях с другими детьми. Социальная среда за пределами дома предоставляет подросткам широкий выбор агрессивных моделей поведения. Так, окрашенная насилием субкультура подростковых банд демонстрирует их наиболее молодым членам образцы агрессивного поведения. В таких видах спорта как футбол, за проявлением насилия на игровом поле в большинстве случаев следует проявление насилия среди болельщиков. Телевидение тоже представляет самый большой выбор образцов насилия [5, 7]

Комбинированная теория о причинах агрессии

Комбинированная теория включает элементы теории фрустрации и теории социального научения. Это весьма популярная в настоящее время теория, которая гласит, что хотя состояние фрустрации не всегда приводит к проявлению агрессивности, однако повышает ее вероятность за счет увеличения уровней возбуждения и гнева. Повышенные уровни возбуждения и гнева приводят к агрессивным действиям в том случае, если социально усвоенные модели «сигнализируют» о целесообразности проявления агрессивных действий в определенной ситуации, в противном случае агрессивность не проявляется [7]. Рассмотрим процесс возникновения агрессии, основанный на данной теории. Вначале человек впадает в состояние фрустрации, например вследствие проигрыша матча или плохого выступления. В результате фрустрации повышается уровень возбуждения, как правило, в виде гнева или боли. Повышенные уровни возбуждения и гнева приводят к проявлению агрессивных действий только в том случае, если индивид усвоил, что в подобной ситуации целесообразно проявлять агрессивные действия [5, 7].

Итак, возможно сделать следующий вывод. Существуют четыре теории агрессии. В теории инстинктивной агрессии З. Фрейд и К. Лоренц видят в агрессивной энергии инстинктивную природу. По их мнению, она, не находя разрядки, накапливается до тех пор, пока не взрывается или пока подходящий стимул не выпускает ее наружу.

В теории фрустрационной агрессии Дж. Доллард и Л. Берковиц считают, что фрустрация всегда вызывает эмоциональную готовность реагировать агрессивно.

Теория социального научения представляет агрессию как поведение, приобретенное посредством научения.

Комбинированная теория полагает, что повышенные уровни возбуждения и гнева приводят к агрессивным действиям, если только они целесообразны в конкретной ситуации, в противном случае агрессия не проявляется.

И.И. Бойко, О.А. Томских

Литература

  1. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. – СПб.: «Прайм-Еврознак», 2001.
  2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: «Питер», 2000.
  3. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. – Минск: Харвест, М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.
  4. Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. – СПб.: «Прайм-Еврознак», 2003.
  5. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: «Питер», 1996.
  6. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.: Республика, 1994.
  7. Уэйнберг Р.С., Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической культуры. – Киев: «Олимпийская литература», 2001.
  8. Dollard J., Doob J., Miller N., Mowrer O., Sears R. Frustration and aggression. – New Haven, CT: Yale University Press, 1939.