В данной статье мы ставим проблему теоретического анализа существующих инновационных проектов в системе дополнительного образования, анализ существующих инновационных образовательных практик в контексте современной социально-культурной ситуации.
Во второй половине ХХ века развитие человечества стало демонстрировать черты, устойчивость которых позволила заявить о начале переходной эпохи к новой глобальной цивилизации, условно именуемой постиндустриальной (то есть идущей на смену цивилизации промышленного типа) [1]. Системным ядром индустриального общества и существовавшей до 90-х годов ХХ века в России социалистической идеологии была многоступенчатая система политико-идеологического регулирования, которая решала задачи организации хозяйственной, политической и социальной жизни страны, координировала все отрасли народного хозяйства, властные, управленческие и прочие структуры.
Высокая социальная и культурная динамика, сопровождающая процессы общественной модернизации, вызвана тем, что ценностные изменения составляют, с одной стороны, предпосылку экономических, политических и социальных реформ (концепция человеческих факторов модернизации), с другой – конечную критериальную цель (концепция человеческих качеств образа жизни). Однако в новых социальных и культурных условиях человек начинает утрачивать свои собственные смысло-жизненные корни, которые раньше основывались на стабильности уклада, однородной системе ценностей и ясности жизненных перспектив человека.
Как следствие сложившейся «неопределенности человека» в настоящее время начали бурно развиваться различные технологии комплекса антропотехник (психотехник, социотехник, культуротехник, техник коммуникации) и систем знаний – средств (инструментально-эпистемических комплексов), обеспечивающего такие модусы существования человека, как «быть источником нововведений в мыследеятельность» и «быть гарантом воспроизводства и развития систем мыследеятельности» [2]. П.Г. Щедровицкий замечает, что на рубеже ХХI столетия формируются новая антропологическая формация и новый тип человека – человека, способного к самостоятельной деятельности, скорее изобретательного, нежели беспрекословно выполняющего указания. Профессиональная и социальная успешность определяется способностями к принятию ответственности, пониманию деятельностей отдельных людей и своего места в конкретной системе мыследеятельности, быстрой адаптации к изменяющимся обстоятельствам, способностью осваивать новые формы мышления и деятельности под решение конкретных задач.
При сломе существовавшей длительное время системы и дальнейшем переходе к обществу высокой социально-культурной динамики остаточность установок нормативного поведения приводит к неадекватности людей по типу «социально инертных» динамичному обществу, выпадению их из процессов современной жизнедеятельности. Новый неявный заказ, предъявляемый образованию, звучит как обеспечение подготовки человека к штатным и нештатным ситуациям в современных развивающихся и управляющих миром сферах мыследеятельности. В качестве универсальных человеческих способностей современного человека сегодня рассматриваются: рефлексия и понимание; техники действий и коммуникаций; возможности интерпретации и мышления; способности самоопределения по отношению к культуре и социуму; целеполагание и социально-культурная персонификация; способности организации, самоорганизации, организации систем знаний.
В то же время «банальными стали утверждения, что существующая система образования не может удовлетворить возросшие требования производства, науки и всей непрерывно усложняющейся социальной жизни» – как писал Г.П. Щедровицкий [4] еще в 60–х годах. Причины такого положения вещей кроются в специфике организации российского образовательного ведомства [5, 6]: в результате системного кризиса хозяйственной и политической сфер в России в конце ХХ века, сфера образования, бывшая по принципу государственной, не смогла взять на себя миссию развития.
Закономерным результатом системного кризиса образования является возникновение практики создания общественных образовательных институтов вне системы массового образования. Эта практика характеризуется инициацией инновационных образовательных проектов и программ, способных решать задачи формирования новых компетентностей в «свободном социальном пространстве» как способов решения ключевых социально- экономических проблем.
З.В. Хохрина, М.В. Невзорова
Литература
- Тоффлер Э. Третья волна. – М.: АСТ, 1999.
- Щедровицкий П.Г. В поисках формы. – 1995 (www/russ/ru/ahtolog/inoe| schedr/htm.)
- Ефимов В.С. Третье тысячелетие: новый человек? // Сибирские философские школы: Сборник материалов. – Новосибирск: НГАЭи У, 2002.
- Щедровицкий Г.П. Система педагогических исследований (методологический анализ) // Педагогика и логика. – М.: Касталь, 1993.
- Попов А.А., Проскуровская И.Д., Балашкина М.Г., Юрасова М.Ю. Возможности поколения и индивидуальные шансы: модульная организация открытого гуманитарно-управленческого образования юношей: Учебно-методическое пособие. – М. – Томск: Дельтаплан, 2003.
- Щедровицкий П. Г. Искушение развитием // Дискурс, 1997 – № 3–4.