Психология

Теоретический анализ процесса формирования культовой личности в коммерческих культах

Среди многих проблем, стоящих сегодня перед российским обществом, на одно из первых мест все увереннее выходит проблема деятельности коммерческих культов как глобальная угроза здоровью и благосостоянию населения страны.

Мало, какой человек не сталкивался на улице с людьми, предлагающими быстрое обогащение через «бизнес». Дело в том, что мы привыкли что «секта» — всегда имеет религиозную направленность. Но есть секты, в которых нет собственно религиозного учения — учения о Боге и связи с Ним. Есть лишь культ благополучия и богатства и громкие, навязчивые обещания успеха, которые принесет вступление в компанию. Такие секты религиоведы называют коммерческими культами [3]. Молодые люди бросают учебу в Вузах даже на последнем курсе, рушатся семьи, человек попадает в такие долги, расплатиться за которые он не в силах. Известны случаи, когда люди, не сумев расплатиться с кредиторами, были вынуждены покинуть город, страну, этот свет…. Но некоторые адепты и их родственники обращаются за психологической помощью. И перед психологами встает вопрос: почему одни люди вступают в коммерческий культ, а другие нет, почему выйти из коммерческого культа так же трудно, как и из секты. В психологической литературе недостаточно информации о коммерческих культах, о личностных особенностях их адептов. Этим объясняется актуальность выбранной нами темы.

Объект — коммерческие культы как деструктивные организации, целью которых является обогащение участников через неформальное распространение товаров и услуг

Предмет — контроль сознания адептов коммерческих культов.

Цель исследования — рассмотреть и проанализировать процесс формирования культовой личности.

Мы выделили основные психологические характеристики коммерческих культов:

V применение техник контроля сознания для создания у сотрудников фирмы «культового менталитета» и формирование в той или иной форме убеждения, что “цели оправдывают средства», и что любое действие приемлемо постольку, поскольку оно способствует целям фирмы;

  • имеет все характерные черты психологически-терапевтических культов самопомощи;
  • обманное вовлечение новых сотрудников
  • сокрытие истинных целей: меркантильные цели скрываются за ширмой распространения методов похудания, приобщения к здоровью, сохранения природы и прочих благих целей
  • активная пропаганда культа личности основателя (руководителя) фирмы или людей, стоящих у основания пирамиды; [6]

Для коммерческих культов также характерно: замкнутый крут, собственный язык (сектантский жаргон), отрыв от всего внешнего мира, черно-белое восприятие действительности, чувство избранности и элитизм, чувство некоего спасительного знания, чувство миссии, которую они несут миру [2].

Итак, религиозного учения у таких сект нет, но методы их деятельности и контролирования сознания своих членов — совершенно сектантские.

Контроль сознания — это манипуляция с использованием насильственного внедрения убеждения или техники модификации поведения без информированного согласия того человека, к которому эту технику применяют [ 1 ].

Адепта коммерческого культа учат манипулировать своим прежним «я» и подавлять его. Изменение часто предполагает смену имени, одежды, прически, манеры речи и поведения, а также «друзей», мыслей, эмоций.

Наиболее типичный метод формирования культовой личности состоит в прикреплении нового участника к старшему члену группы, которого необходимо копировать, вплоть до подражания голосовой тональности лидера группы. Эта техника моделирования преследует несколько целей. Она удерживает адепта в наиболее выгодных поведенческих рамках. Она также возбуждает у нового члена группы стремление самому превратиться в уважаемый образец, чтобы затем обучать младших адептов [7].

Контроль сознания (по Стивену Хассену) может быть понят в свете четырех основных сфер: контроль 1. поведения, 2. информации, 3. мышления (мыслей), 4. эмоций (чувств).

Мы остановимся только на тех, которые, на наш взгляд, используют в коммерческих культах

Контроль поведения. Заключается в том, что большая часть времени обязательно посвящается индоктринации и групповым ритуалам

Б. Контроль информации — здесь имеется в виду умышленное утаивание информации, искажение информации, чтобы сделать ее приемлемой. Рекомендуется загружать участников культовой деятельностью настолько, чтобы они не имели времени думать. Также имеет место широкое использование созданной в рамках культа информации и пропаганды: бюллетени, журналы, газеты, аудиозаписи, видеозаписи и т.п.

Контроль мышления. Используются техники прекращения мышления: отрицание, рационализация, оправдание, принятие желаемого за действительность (мышление желаниями); монотонное говорение (скандирование), общение на «языках». Поощряются только «хорошие» и «правильные» мысли.

Г. Контроль эмоций. Здесь главным является заставить людей чувствовать таким образом, что в любых проблемах всегда имеется их вина: вина идентичности (личностной тождественности); кто ты (не живешь в соответствии со своим потенциалом); твое прошлое, твои мысли, чувства, поступки; социальная вина. Происходит индоктринация фобии (внедрение в сознание страха): нет счастья или полноценности «вовне». [4, 7]

Л. Штамм выделяет следующие фазы в насильственной индоктринации членов сект:

  1. Фаза вербовки. На этой фазе происходит эмоциональное дестабилизирование человека и запутывание в противоречиях. Человек, осуществляющий вербовку, выглядит воодушевленным, радостным, проявляет себя членом сообщества, которое всех делает счастливым.
  2. Введение в учение заключается в изложении основных положений предлагаемой доктрины. Основной задачей этого этапа является психологическая привязка вербуемого человека с вовлечением его в провозглашаемую идеологию. Форма вовлечений может быть разнообразной: курсы, семинары, лекции, изучение книг, просмотр видеокассет, во время которых «учения», излагаемые основателями, выдаются «порционно». Наблюдается тенденция связывать людей новыми обязанностями, не оставляя им времени для самостоятельного критического осмысления происходящего. Создается своеобразная картина иллюзорного мира, обладающая аддиктивной привлекательностью. Вербовщики пытаются убедить человека в том, что пребывание в секте сделает его приближенным к элите, открывшей для себя особую правду. Постепенно у вербуемого исчезает критическое отношение, которое могло присутствовать ранее. Параллельно прививается стремление к достижению значимой цели. Со временем у члена секты критическое осознание угнетается, прежняя личность вытесняется.
  3. Увеличивающаяся связь с группой проявляется в разрыве человека с прежним окружением. Происходит прерывание контактов с теми, кто отвлекает от постоянной связи с группой.
  4. Альенация (отчуждение) от окружающего мира и изоляция, происходящие параллельно со все большим вхождением в жизнь секты.
  5. Укрепление приверженности к учению секты, характеризующееся усилением зависимости, контроля над сознанием и чувства идентичности с сектой [5].

С точки зрения психического здоровья, культовый контроль сознания расщепляет элементы психики, которые впоследствии собираются в иную, отличную от изначальной, конфигурацию. Поведение адепта коммерческого культа может также походить на поведение патологически зависимой личности. Одно из широко распространенных беспокойств семей и друзей адептов коммерческих культов заключается именно в радикальном изменении личности близкого человека.

Организаций, которые можно отнести к коммерческим культам в настоящее время великое множество. И если вы вступаете в коммерческий культ, вам повезет, если в нем вы потеряете только деньги, а не душу, так как в них пропагандируется исключительно ценность денег и красивой жизни, но никак не общечеловеческие ценности.

Белых О.В.

Литература

  1. Волков Е.Н. «Преступный вызов практической психологии: феномен деструктивных культов и контроля сознания (введение в проблему). Контроль сознания и методы подавления личности Хр-/Сель- ченок — Мн.гХарвест, М.: ООО «Изд-во АСТ» 2002
  2. Дворкин А. А. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Н. Новгород: Издательство братства во имя св. князя Александра Невского, 2003.
  3. Дворкин А.Л. «Сектоведение» http://www.anticekta.ru/ <21.11.2007>
  4. Орёл Н.А. Система организации мероприятий, направленных на ресоциализацию участников деятельности тоталитарных групп. Научно исследовательский проект Минск 2000 Международная Академия Информационных Технологий
  5. Орёл Н. Психологические механизмы влияния тоталитарных групп на личность: профилактика и преодоление зависимости. Контроль сознания и методы подавления личности Хр-/Сельченок — Мн.:Харвест, М.: ООО «Изд-во АСТ» 2002
  6. Справочник: коммерческие культы http://dl.biblion.realin.ru/text/ <21.11.2007>
  7. Хассен С. Контроль сознания и феномен культа. Освобождение от психологического насилия. http://psychology.net.ru/ <10.10.2007>