Сегодня никто не отрицает факта возможного развития признаков синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) у специалистов, чья работа связана с оказанием помощи человеку. Об этом свидетельствует множество исследований по изучению наличия СЭВ у представителей различных профессий типа «человек–человек» и факторов, способствующих развитию данного расстройства.
Так В.В. Бойко [1] определяет СЭВ как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. С одной стороны, этот приобретенный стереотип эмоционального профессионального поведения носит функциональный характер, признаки СЭВ в МКБ-10 соответствуют разделу Z 73, как проблемы связанные с трудностями управления своей жизнью. С другой, стороны синдром эмоционального выгорания имеет дисфункциональные последствия и снижает качество жизни и труда специалиста.
На сегодняшний день не существует единой концепции патогенеза выявляемых нарушений, соответственно не существует четкой программы профилактики и лечения данных расстройств. Плохо остается изученным вопрос эффективности применяемых стратегий для преодоления выгорания, т.к. в основе синдрома лежат не только психологические факторы, но и организационные и социальные.
В настоящее время ведется широкая полемика по вопросу соотношения таких понятий, как стресс и выгорание. Так психологические теории указывают влияние психоэмоционального напряжения на личность. Разные модели (однокомпонентные, двухфакторные, трехфакторные) рассматривают синдром выгорания как комбинацию физического, эмоционального и когнитивного истощения в различных плоскостях. Процессуальные модели выгорания рассматривают динамику его развития. В.В. Бойко [1] рассматривает СЭВ как динамический поэтапный процесс, протекающий в полном соответствии с механизмом развития стресса, и сформированность фазы СЭВ (напряжения, резистентности, истощения), которым соответствует степень выраженности определенных симптомов. Г. Селье [2] предложил различать два вида адаптационных ресурсов человеческого организма при стрессе — поверхностную и глубокую адаптационную энергию. Поверхностные ресурсы организма активизируются в стрессовой ситуации «по первому требованию», они достаточно легко восстанавливаются. Если происходит восстановление психоэнергетических ресурсов, то организм не попадает в состояние предболезни. Активизация глубокой адаптационной энергии начинается тогда, когда человек долго находится в стрессогенной ситуации и когда израсходованы «поверхностные энергетические ресурсы». Истощение глубоких ресурсов необратимо и ведет к старению и гибели организма [2].
Несмотря на различие в подходах к его измерению, можно заключить, что синдром выгорания представляет собой личностную деформацию вследствие эмоционально затрудненных или напряженных отношений в системе «человек–человек», развивающуюся во времени и несвоевременное выявление данных признаков приводит к дистрессу организма.
Последствия СЭВ
Итак, можно видеть, что дистресс оказывает серьезное влияние на физическое и психическое здоровье человека.
- снижение работоспособности, ухудшение качественных и количественных показателей работы;
- личностные деформации и стресс-синдромы (переживания одиночества, выгорания, депрессии, хронической усталости). Выгорание может провоцировать злоупотребление алкоголем или различными медикаментозными средствами, например снотворным и др.;
- снижение адаптационных возможностей организма и развитие болезней адаптации (бессонница, головные боли, язвенная болезнь желудка, инфаркт миокарда, гипертония, бронхиальная астма, нефросклероз и др.).
Выгорание опасно тем, что оно представляет собой не эпизод, а конечный результат процесса «сгорания дотла». Жертвы выгорания могут испытывать неуверенность в себе и неудовлетворенность личной жизнью. Ежедневная работа с постоянной перегрузкой и зависимостью от нее ведет к накапливанию последствий стрессов и истощению запасов жизненной энергии человека.
Плохо изученным остается вопрос об эффективных технологиях (стратегиях) вмешательства для преодоления выгорания. Причины последнего, как уже отмечалось, имеют разную природу. Это следует учитывать как при выборе подходов к его преодолению, так и при выборе конкретных средств «антивыгорания». Одни причины могут быть нейтрализованы личными усилиями человека с помощью техник самопомощи и умений совладания со стрессом. Другие требуют новых организационных решений это: изменение организационной структуры, кадровой политики, и улучшение условий труда и т.д.
Предотвратить выгорание или хотя бы свести к минимуму его последствия может сам специалист [3]. На первой стадии признаки выгорания проявляются эпизодически и непродолжительны. В этом случае человек может помочь себе сам. Этому содействуют психофизическая релаксация (расслабление), организация перерывов в работе и прочие приемы саморегуляции, направленные на снижение рабочего стресса. На второй стадии выгорания симптомы проявляются более регулярно, носят более затяжной характер и труднее поддаются коррекции. В этом случае необходимо ежедневно работать над собой, чтобы укрепить здоровье, сформировать стиль жизни вне стрессов, переструктурировать иррациональные убеждения и неконструктивные модели поведения, планировать новые цели и задачи личностного роста, совершенствовать навыки психической саморегуляции. Признаки и симптомы третьей стадии выгорания уже хронические. Для восстановления необходима квалифицированная помощь специалистов по стресс-менеджменту или психотерапии. Если степень выгорания высока, приемы самопомощи почти не приносят обновляющего эффекта и даже профессиональная помощь может не дать быстрого облегчения и возрождения «сгоревших дотла».
Таким образом, реакция выгорания начинается в большей степени как результат (следствие) требований, включающих стрессоры межличностного характера, и представляет собой следствие профессионального стресса, в котором модель эмоционального истощения, деперсонализации и редуцированных персональных достижений есть результат действия разнообразных рабочих требований (стрессоров), особенно межличностной природы.
Выгорание как следствие профессиональных стрессов возникает в тех случаях, когда адаптационные возможности (ресурсы) человека по преодолению стрессовой ситуации превышены.
Следовательно, методы профилактика СЭВ должныбыть направлены на повышение стрессоустойчивости личности.
Литература
- Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. – СПб.: Сударыня. – 32 с.
- Селье Г. Стресс и жизнь. – М., 1979.
- Карвасарский Б.Д. Психотерапия. – СПб., 2002.
Ю.В. Митина