Социально-экономические науки

Торговое и промышленное развитие Иркутска во второй половине XIX — первой четверти XX вв.

В первой половине XIX в. Иркутск занимал по величине первое место среди городов Сибири и служил административным и культурным центром огромной территории от Енисея до Тихого океана. Город был базой для торговли и связей с Китаем, а с 1830-х — золотопромышленным центром Восточной Сибири. Во второй половине XIX в. рост города продолжался. В 1863 в нем жили 28 тыс. человек, в 1866 — 36 тыс. Возросло транспортное значение Иркутска. С 1844 он был центром пароходства по Ангаре, а в 1898 через город прошел поезд Транссибирской магистрали. В 1864 к нему была подведена телеграфная линия, а в 1880-х налажена телефонная связь.

ТОРГОВЛЯ В ИРКУТСКЕ

По значимости торговых функций в конце XIX — начале XX вв. Иркутск сильно выделялся на фоне других городов Сибири. В 1897 году в Иркутской губернии на 1000 человек торговлей занималось 32 человека. Иркутск был единственным городом в губернии и в Восточной Сибири, который «пользовался коммерческим преобладанием». В конце XIX в. Иркутск являлся центром снабжения мануфактурными продуктами, мукой и другими съестными припасами бассейна Лены и его золотых приисков, а также Забайкальской области. Позже торговля с Лены переместилась на Амур, поэтому в самом Иркутске она сократилась, так как город потерял роль посредника по снабжению товарами некоторых частей своего прежнего района. Однако это явление было временным. Появление Транссиба, рост населения и его потребностей привели к тому, что торговля Иркутска не уменьшилась, переместились только пункты снабжения товарами, обслуживавшие исключительно свои небольшие районы, вокруг которых возникали и группировались мелкие производства. Иркутск же в различной степени оказывал непосредственное влияние на эти локальные самостоятельные рынки, диктуя им свои цены через местные отделы своих крупных торговых фирм. При этом Иркутск сам снабжал их своими товарами, которые составляли 75-80% всей массы товаров, обращавшихся на таких местных рынках.

Вплоть до конца XIX столетия в связи с плохим состоянием путей сообщения, удаленностью ряда районов от торгово-промышленных центров, редкостью и разбросанностью населения основное место в Иркутской губернии принадлежало ярмарочной торговле. 1850-е гг. — начало 1870-х гг. были отмечены заметным увеличением их общего числа. Только в течение 1850-60-х гг. объявлялось от 48 до 80 с лишним ярмарок, хотя число реально проведенных составляло около 2/3. Уже во второй половине 1860- х гг. на ярмарки привозили в среднем в год товаров в 3,5 раза больше, чем в 1852-55 гг.

В городе проходило две-три ярмарки: зимняя, весенняя и летняя, Прокопьевская. Наибольшие обороты характеризовали декабрьскую ярмарку. Данные статистики свидетельствуют в целом о росте ее оборотов: в 1858 г. привоз составлял 393.303 руб., продажа — 217979 руб. В 1894 г. продажа на иркутской декабрьской ярмарке составляла 11.169.000 руб.

До июня 1879 г., когда пожар уничтожил здание иркутского Гостиного двора, основные ярмарочные действия разворачивались на площади близ него. Открытие ярмарки вызывало приток населения, создавало небудничную оживленную обстановку в городе. В 1850-60-е гг. можно было еще видеть и гарцующих на лошадях молодых людей, в основном купцов, хотя этот обычай, типичный для 1830-40-х гг., отходил в область преданий. С середины 1860-х гг., когда в Иркутске стали появляться приезжие цирковые труппы, иркутская публика, бывая на ярмарочной площади, могла посетить в отдельные годы и представления заезжих артистов.

В процессе собирания товаров на местах, удаленных от регулярных мест сбыта и являвшихся единственными торговыми пунктами, открывались новые ярмарки. Вместе с тем, в передвижении крупных партий ряда товаров, таких как хлеб, сливочное масло, ярмарки теряли свое значение. Такая ситуация в развитии ярмарочной торговли Сибири сохранялась до конца 1920-х гг.

Важную роль в развитии иркутской торговли сыграла Транссибирская магистраль. Проведение Транссиба ускорило доставку скоропортящихся товаров, создало условия для реализации сибирских товаров на Урале и в Европейской России в течение всего года. Начало железнодорожного строительства в Сибири изменило условия торговли. Железная дорога давала возможность приобретать и быстро доставлять в Сибирь товары небольшими партиями. Множество мелких торговцев и коммерсантов получили доступ к сибирскому рынку, который стал быстро насыщаться товарами. Цены на многие товары заметно снизились. Ассортимент товаров центральных магазинов Иркутска существенно не отличался от аналогичных показателей в городах Европейской России. Из продуктов питания можно было приобрести: сыры и колбасы разнообразных сортов, различные фрукты и овощи. Были магазины ювелирных изделий, магазины модной одежды, книжные магазины, так же была развита торговля мехами и китайским чаем.

Построенная железная дорога внесла прогрессивный элемент в развитие торговли Иркутска, хотя, с другой стороны, она негативно повлияла на положение Иркутска в русско-китайской торговле, которая стала осуществляться по железной дороге через Манчжурию. Торговля с Китаем стала прерогативой торговых фирм центра России. Иркутск перестал играть роль складского места для идущих за Байкал товаров.

Таким образом, Иркутск являлся крупным торговым центром, главным товарораспределителем в Восточной Сибири.

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ В ИРКУТСКЕ

В конце XIX века лидирующие позиции в Иркутске занимало пищевкусовое производство (1/4 городских промышленных предприятий). Оно напрямую зависело от общеэкономической конъюнктуры и от урожая. Половину пищевкусовых предприятий составляли водочные и пивоваренные заводы, причем, первые были самыми крупными предприятиями. Так, завод К.Л. Возницкого в Иркутске вырабатывал в год 9000 ведер наливок и водок на сумму 45 тыс. рублей. Крупнейшими из трех пивоваренных заводов были заводы А.Н. Сошникова и Ф.Ф. Доренберга со среднегодовой производительностью 10700 ведер на сумму 28 тыс. рублей.

В конце XIX века винокуренная и пивоваренная промышленность была самой крупной по производительности отраслью пищевкусового производства. Среднегодовой оборот иркутских предприятий в среднем равнялся 30 тыс. рублей, что превышало даже производительность кожевенного производства (в конце XIX века кожевенное производство подобно пищевкусовому играло ведущую роль в обрабатывающей промышленности и составляло 23% от остального числа предприятий. Крупнейшие заводы: завод А.К. Брянского и А.И. Кислянской, каждый из которых имел годовой оборот 32 тыс, рублей).

В начале XX века наряду с развивавшимся мукоделием, появились кондитерские, колбасные фабрики, заводы по производству уксуса, дрожжей, изготовлению напитков и т.д., однако все эти предприятия были мелких и средних размеров, производительность которых не превышала 60 тыс. рублей в год.

В целом, традиционные отрасли обрабатывающей промышленности Иркутска имели неодинаковое развитие. Слабо было развито деревообрабатывающее производство. В Иркутске функционировало только два лесопильных завода (П.Р. Кравц, И.П. Второв). Причем из всех предприятий обрабатывающей промышленности только лесопильные заводы использовали паровые двигатели.

Не намного лучше обстояло дело с металлообрабатывающим предприятием. В Иркутске работали 3 предприятия этой отрасли. Заказчиками были государство и местная кожевенная промышленность.

С проведением железной дороги были созданы мастерские и депо железной дороги. В Иркутске находились две точки железнодорожного обслуживания: станции Иркутск и Иннокентьевская. В целом, промышленно-транспортная отрасль уступала по темпам развития остальным отраслям промышленности.

До войны около 90% всей иркутской промышленности работало на местный городской рынок. Остальные 10% — на окрестности. Небольшие инвестиции и капитале производстве, низкая степень промышленного переоборудования, конкуренция с другими регионами — причины, заставлявшие производство работать исключительно на внутреннее потребление.

Таким образом* основную роль в развитии Иркутска в первой половине XIX — первой четверти XX вв, играла торговля, что обуславливалось наличием избытка торговых возможностей в крае. Промышленность, по сравнению с торговлей была развита слабо и работала, в основном на внутренний городской рынок.

Кузнецова А.Ю.

Литература

  1. Ананьев Д.А., Комлева Е.В., Раев Д.Я., Резун Д.Я., Соколовский И.Р., Туманик Е.Н. «Новые земли» и освоение Сибири в XVII-XIX вв.: очерки истории и историографии, — Новосибирск: Сова, 2006.
  2. Наумов И.В, История Сибири: Курс лекций. — Иркутск: Изд-во ИрГТУ. — 2003.
  3. Неклюдова А. В. Развитие торгово-промышленной сферы городов Восточной Сибири в конце XIX — начале XX вв. — Иркутск: Изд-во ИГСА, 200