Психология

Тревожность студентов с различным уровнем успеваемости

Исследование психических состояний тревожности человека является актуальной проблемой современной психологической науки. Решению проблем и вопросов, связанных с изучением уровней тревожности, посвящены работы как зарубежных, так и отечественных психологов.

Естественно, что работа по профилактике школьной или, тем более, студенческой тревожности, связанной с учебной деятельностью, должна проводиться прежде всего преподавателями, учителями и родителями и начинаться с первого дня пребывания обучающегося в учебном заведении.

Особенно актуальна проблема изучения состояний и уровней тревожности применительно к учебной деятельности и процессу воспитания, где понимание психических состояний и управление ими в процессе познания и общения является одной из существенных сторон деятельности. В наиболее общем виде проблема тревожности может быть сформулирована как проблема изучения психологических механизмов адаптации и закономерностей влияния психических состояний на обучение, воспитание и развитие личности.

Некоторые зарубежные исследователи (X. Хеккаузен, 3. Хелус) в своих работах подчёркивают связь тревожности с определённой сферой деятельности и общения, с типом ситуации, например, выделяя при этом экзаменационную тревожность.

В данной работе рассматривается такое эмоциональное состояние как тревожность и ее проявления.

ТРЕВОЖНОСТЬ — это «индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личное образование и (или) как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов»

Психологическая наука даёт различные толкования природы тревожности, т.к. «вопрос о причинах тревожности как индивидуальной психологической особенности до настоящего времени не решен». Большинство психологов считают, что тревожность, имея природную основу (свойства нервной и эндокринной систем), складывается прижизненно, в результате действия социальных и личностных факторов.

В дошкольном и младшем школьном возрасте главной причиной тревожности психологи считают нарушения детско-родительских отношений, а в более взрослом возрасте, включая студенческий, тревожность может порождаться внутренними конфликтами, преимущественно самооценочного характера.

Психологи выделяют устойчивую тревожность в какой-либо сфере: эта тревожность может быть или частной, «связанной» (например, школьная, экзаменационная, межличностная и т.д.) или общей, которая свободно меняет объекты тревожности в зависимости от изменения их значимости для человека. Кроме того, психологи различают также адекватную тревожность, которая является отражением неблагополучия человека в той или иной области, хотя конкретная ситуация может не содержать угрозы, и тревожность неадекватную, или собственно тревожность — в благополучных для человека обстоятельствах.

Тревожность является показателем неблагополучия личностного развития, и, в свою очередь, оказывает на него отрицательное влияние. Такое же негативное воздействие на перспективу личностного развития оказывает и «возникающая вследствие тревожности нечувствительность к реальному неблагополучию, «защищенность», возникающая под воздействием защитных механизмов (и прежде всего под влиянием механизмов “вытеснения»). Это приводит к такому негативному явлению как отсутствие тревоги даже в потенциально опасных, угрожающих ситуациях.

Психическое состояние тревожности в процессе обучения человека характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями напряжения, беспокойства тревоги, озабоченности, нервозности, которые сопровождаются различными вегетативными реакциями и возникают в сложных, стрессовых ситуациях, таких, например, как экзамены.

В психологическом плане состояние тревожности характеризует временный, но относительно устойчивый уровень активности человека. Психические состояния имеют рефлекторную природу и формируются в определённой обстановке под воздействием внутренних физиологических состояний организма. Определённые состояния возникают в процессе специфических социальных воздействий.

Состояние вызывается или сильными, значительными для личности воздействиями, или же слабыми, но длительно действующими раздражителями. Особенности состояний зависит и от свойств личности, в первую очередь от типологических и характерологических особенностей человека. Прослеживая соотношение психических состояний и типологических свойств личности, психологи делают вывод о том, что «картина поведения, темперамента человека и действительный тип нервной системы в повседневной жизни личности нередко не совпадают. В поведении одного и того же человека в различных условиях обнаруживается резко различные динамические особенности. Эти различия зависят от временных состояний высшей нервной деятельности». Эмоциональное состояние личности студента в ситуации экзамена практически не изучено. Можно в качестве примера привести работы психологов О.В. Овчинниковой и Э.Ю. Пунга, А.О. Прохорова, которые выяснили, что состояние человека в стрессовой обстановке (например, на экзамене) характеризуется той или иной степенью психологического дискомфорта, уровнем тревожности. Шкала тревожности, разработанная Ч.Д. Спилбергером и получившая широкое распространение (в отечественной психологии ее развил в 1967 г. В.Ф. Березин, является одним из возможных методов изучения состояния студента в ситуации экзамена, его эмоционального самочувствия.

Являясь эмоциональной реакцией на стресс, тревожность существенным образом влияет на поведение, оказывая либо активизирующее воздействие, либо дезорганизирующее воздействие. Поэтому большое значение приобретает изучение данного состояния в учебной деятельности человека с целью повышения его работоспособности в экстримальных условиях. Именно эта причина стала актуальной для определения темы нашего исследования.

Предметом исследования работы является уровень тревожности студентов различной успеваемости.

Объектом исследования является эмоциональная сфера личности.

Целью работы стало выявление уровня тревожности студентов с различным уровнем успеваемости.

В ходе эксперимента был выявлен уровень самооценки личностной тревожности студентов вуза и прослежена зависимость тревожности от успешности учебной деятельности. Кроме того, в ходе анализа полученных результатов, мы попытались выявить возможную зависимость уровня личностной тревожности в стрессовой ситуации экзамена от ее уровня в предсессионный период.

Предположение состоит в том, что высокий уровень тревожности, зафиксированный в личностной самооценке респондентов из числа студентов вузов, ощутимо связан с общей успеваемостью. Тогда гипотезой работы: мы предполагаем, что с увеличением уровня тревожности успеваемость студентов снижается.

Были опрошены методом анонимного анкетирования 40 студентов Сибирского Института Права Экономики и Управления. Опрос велся в ходе зимней сессии 2007-2008 учебного года среди студентов 3 курса психологии. Автор анкеты — Овчинникова О.В. «Эксперементальное исследование эмоциональной напряженности в ситуации экзамена».

Анализ результатов выявил, что из 40 респондентов

16 студентов (40 % к числу опрошенных) обнаружили низкие показатели уровня тревожности.

15 человек (37,5 %) — средний показатель уровня тревожности.

9 человек (22,5 %) — обнаружили высокий уровень тревожности.

По данным этой же анкеты, успеваемость в группе

высокотревожных студентов — 3,5;

в группе со средним уровнем тревожности — 4,2;

в группе студентов с низким уровнем тревожности — 4,5.

Полученные в данном исследовании количественные результаты позволяют сделать следующие выводы: низкий уровень тревожности, характеризующийся уверенностью в себе, выносливостью, спо- койностью, способствует более успешной учебной деятельности студентов. Поэтому относительно низкий уровень тревожности можно считать одним из основных показателей психологической готовности к успешной сдаче экзамена.

Следовательно, наша гипотеза нашла свое подтверждение.

Семисильная Н.В.

Литература

  1. Бороздина А.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний //Вопросы психологии, 1993, № 1, с. 104 -11
  2. Израд К. Эмоции человека. — М.: МГУ, 19
  3. Небылицин В.Д. Психофизиологическические исследования индивидуальных различий. — М.: Педагогика, 1986.
  4. Овчинникова О.В., Пунг Э.Ю. Эксперементальное исследование эмоциональной
  5. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов: комплексная психологическая коррекция. М.: Педагогика, 1988.
  6. Творогова Н.Д. Страх и тревожностьЛПсихология. Лекции для студентов медицинских вузов. — М.: ВУНМЦ, 1998, с.271-275.
  7. Тревога. Тревожность. Явления тревожного ряда. /Психологический словарь (Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова)- М.: Педагогика-Пресс, 1999, с.385-386.