Право в системе коммуникаций

Трудовые мигранты в Иркутске и Иркутской области

Самыми актуальными для современной миграционной политики можно назвать вопросы трудовой миграции из-за рубежа и проблемы нелегальных мигрантов. Трудовая миграция в настоящее время стала необходимостью для многих европейских государств, нелегальные мигранты также являются проблемой большинства развитых стран. Особую нишу в современной миграции занимает добровольная трудовая миграция — перемещение с целью найма на работу. Базовым законом, определяющим порядок въезда, пребывания и работы иностранных граждан на территории России, является Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». В него неоднократно вносились изменения, связанные с новшествами в миграционной политике государства и смягчением условий пребывания иностранцев в России [1]. Приток иностранной рабочей силы в Иркутскую область, как и в любой другой регион страны, ограничен квотами «на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в РФ с целью трудовой деятельности» [1]. В соответствии с Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» эти квоты готовятся отдельно для каждого региона и ежегодно утверждаются правительством. У нас в области расчетом допустимого количества иностранных работников занимается комитет по труду областной администрации. Основой для расчета являются предложения глав муниципалитетов. Мэры предполагают, какое количество иностранцев они могут пустить в свой район, чтобы на местном рынке труда сохранялся приоритет соотечественников. В 2012г. квота на привлечение иностранной рабочей силы, распределяемая региональным правительством с учётом заявок работодателей, сокращена на 23% и составила 21 тыс. человек. Сокращение квот происходит несколько лет подряд и направлено, на защиту регионального рынка труда. При этом, по официальным данным, Приангарье занимает первое место в Сибири по количеству мигрантов, прибывших из стран Средней Азии и КНР, доля иностранцев среди занятых в экономике постепенно растёт. В 2009 году она достигала 1,7%, в 2010 году — 2,4%. Объём налога на доходы физических лиц, собираемый в областной бюджет с зарплат легальных трудовых мигрантов, также увеличивается. В 2010 г. он составил около 86 млн. рублей, в 2011 г. — 160 млн. рублей [2]. Труд иностранцев из ближнего зарубежья, прежде всего граждан Узбекистана, Киргизии, Таджикистана, применяется в отраслях, требующих минимальной квалификации. По статистике Управления Федеральной миграционной службы по Иркутской области, чаще всего эти приезжие работают мойщиками, дворниками, уборщиками. Кроме этого высок процент граждан СНГ, работающих в золотодобывающей промышленности. В свою очередь, граждане Китая в отличие от мигрантов из бывших союзных республик востребованы почти во всех сферах. Половина китайцев, официально прибывающих в регион на заработки, занята в качестве каменщиков, бетонщиков, штукатуров, плотников, востребованы все строительные специальности. Более 70% мигрантов, работающих в сельском хозяйстве и лесной отрасли, также являются гражданами Китая [2]. Существует несколько причин, по которым иркутские работодатели привлекают иностранную рабочую силу (исключая те области, где иностранцам просто нет альтернативы — повара, преподава- тели).Первая и основная — это нехватка рабочих рук на местах, несмотря на достаточно высокие показатели безработицы. Судя по данным областного Центра занятости населения, сферы производства, где спрос на рабочие руки превышает предложение, практически совпадают с теми, в которых активно применяют себя иностранные гости. Например, постоянный спрос существует на рабочих различных строительных специальностей. Вторая причина — это квалификация рабочих и качество выполнения работы. Этот пункт является достаточно спорным. Если говорить о легальной рабочей силе, то здесь действительно высокая квалификация является практически обязательным условием. Иностранные рабочие часто владеют одновременно несколькими смежными профессиями, а также знакомы с высокими технологиями. Более того, многие из приезжих регулярно повышают свою квалификацию. Так например, в компании ОАО «Жилстрой», на строительстве дома для молодых ученых в Академгородке работала бригада китайцев. Все рабочие ежегодно ездили к себе на Родину для того, чтобы пройти очередную ступень обучения и подтвердить повышение уровня квалификации, а затем снова возвращаются на заработки в Сибирь. По результатам опроса большинство строительных фирм Иркутской области так или иначе привлекают иностранную рабочую силу. Похожая ситуация сложилась и в сельском хозяйстве [3]. По данным комитета по труду областной администрации, работодатели, привлекающие иностранных граждан, «отмечают их высокую работоспособность и четкое выполнение трудовой и технологической дисциплины» [4]. Также можно взять для примера компанию «Фармасинтез». ЗАО «Фармасинтез» — это крупное современное предприятие по производству лекарственных препаратов, созданное в 1997 году. Руководителем данного предприятия является индус. На данном предприятии работают как русские, так и иностранные работники. По итогам опроса около 60% работодателей готовы привлекать на работу иностранных граждан, так как качество и скорость работы иностранных граждан показывает хорошие результаты. Иностранные граждане более лояльно относятся к условиям труда и заработной плате. Трудовые мигранты берутся за любую работу, несмотря ни на что, для того чтобы обеспечить себя и свою семью. Трудовая миграция актуальна не только в рабочих специальностях, но и на руководящих должностях. Привлечение иностранных менеджеров среднего и высшего звена обусловлена владением иностранными гражданами одновременно несколькими смежными профессиями, а также внедрением в трудовую деятельность высоких технологий. Иностранные граждане стараются соответствовать новейшим тенденциям в осваиваемой отрасли, постоянно повышая свою квалификацию. Экономика Иркутской области находится на подъеме, в стадию реализации вступают крупные инвестиционные проекты, значит, будет возрастать спрос на труд мигрантов.

Хасанова Л. Р., Кушнарева М. Д.

Список использованной литературы:

  1. Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»(ред. 29.12.2010г.) с изм. и доп. от 15.02.2011г.//Российская газета, №140 от 31.07.2012.