Тема: Ценностные ориентации подростков
Страницы: 42
ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА 1. Теоретические исследования системы ценностных ориентаций в структуре личности.
1.1. Понятия «ценности» и «ценностные ориентации». 7
1.2. Формирование системы ценностных ориентаций личности с точки зрения различных авторов. 10
1.3. Подростковый возраст как фундамент развития ценностных ориентаций. 13
1.4. Психолого-педагогические условия формирования ценностных ориентаций подростков. 16
1.5. Выводы 25
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование базовых ценностных ориентаций у подростков.
27
2.1. База, методическое обеспечение и процедура исследования. 27
2.2. Результаты исследования, их анализ и интерпретация. 29
2.3. Выводы. 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Современный период развития психологии характеризуется напряженным вниманием исследователей к смысловой сфере человека, в том числе ценностным ориентациям. Ценностные ориентации относятся к наиболее сложным социально-психологическим образованиям личности, оказывающим существенное влияние на все стороны жизни человека. Выражая сознательное отношение к явлениям действительности, они определяют его позицию по отношению к другим людям, обществу и самому себе, во многом обусловливая направление и содержание развития личности.
Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения.
Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему “транслирует” именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, когда в постулируемых обществом идеалах и ценностях появляются противоречия, исчезают социальные структуры норм, шкала личностных и общественно-значимых ценностей претерпевает значительные изменения. Формирование личностной ценностной структуры индивида выступает важнейшим фактором процесса социализации, посредством которого человек становится полноправным членом общества во всей полноте социальных взаимоотношений.
Наиболее интересным с точки зрения формирования системы ценностных ориентаций личности является подростковый возраст. В подростковом возрасте начинает формироваться устойчивый круг интересов, который является психологической базой ценностных ориентаций подростков. Происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросу мировоззрения, религии, морали и этики. Развивается интерес к собственным психологическим переживаниям и переживаниям других людей.
Учитывая актуальность этого периода онтогенеза как времени развития ценностных ориентаций такого уровня, который обеспечивает их функционирование как особой системы, оказывающей определяющее воздействие на направленность формирующейся личности и ее активную социальную позицию, темой данной курсовой работы были выбраны «Ценностные ориентации подростков».
Объектом исследования является самосознание как ведущее новообразование подросткового возраста.
Предметом исследования выступают особенности формирования системы базовых ценностных ориентаций подростков.
Гипотеза исследования: На процесс формирования системы ценностных ориентаций оказывает влияние социальное окружение индивида.
Цель исследования: составление собирательного психолого-педагогического портрета современного подростка посредством изучения ценностно-ориентационных предпочтений подростков.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
Задачи исследования:
• выявить характерные черты прохождения переходов от детства к взрослости;
• изучить особенности взаимодействия подростка с основными институтами социализации: школой, семьей, досуговыми учреждениями, компанией сверстников;
• рассмотреть основные направления воспитательной работы, обеспечивающей оптимизацию прохождения переходов от детства к взрослости;
• изучить психолого-педагогические условия формирования ценностных ориентаций подростков;
• провести эмпирическое исследование базовых ценностных ориентаций подростков и проанализировать полученные результаты;
Для решения указанных задач использовались следующие методы исследования:
1. Анализ научной литературы по проблеме исследования.
2. Метод опроса в форме структурированного интервью.
3. Методы обработки данных: сравнительный анализ, статистические методы.
Методологической основой данной работы послужили:
• диспозиционная концепция регуляции социального поведения индивида, разработанная Ядовым В.А.;
• стратометрическая конпепция Петровского А.В.;
• концепция интегральной индивидуальности В.С. Мерлина.
В качестве теоретического материала использованы работы: Рубинштейна С.Л., Петровского А.В., В.С. Мерлина, Тугаринова В.П., Архангельского Л.М., Щепаньского Я.М., Колберга Л., Якобсона П.М., Ядова В.А., Стрелкова Ю.К. и др..
В рамках курсовой работы было проведено эмпирическое исследование базовых ценностных ориентаций подростков. В исследовании приняли участие 64 человека — учащиеся параллели 9-х классов МОУ СОШ №7 г. Иркутска.
Методическое обеспечение исследования:
Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.
Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав — теоретической и практической, заключения, списка использованной литературы и приложения; содержит 3 рисунка-диаграммы с изложением данных эмпирического исследования ценностных ориентаций подростков.
В первой части курсовой работы дается теоретический обзор литературы по исследуемой проблеме:
• раскрываются понятия «ценность», «ценности», «система ценностей», «ценностные ориентации»;
• излагаются и сопоставляются позиции различных авторов, касающиеся проблемы ценностей;
• анализируются детерминанты формирования личности подростка, регулирующие процесс его включения в социум и содержание системы его ценностных ориентаций;
• приводятся психолого-педагогические условия формирования ценностных ориентаций подростков;
Во второй — практической части курсовой работы — излагаются материалы эмпирического исследования базовых ценностных ориентаций подростков:
• приводится описание методического обеспечения и процедуры исследования;
• излагаются данные результатов исследования и приводится их интерпретация;
• проводится анализ данных, полученных по результатам тестирования, в сравнительно-историческом и гендерном аспектах;
• делаются выводы о детерминации процесса формирования системы ценностных ориентаций социальным окружением индивида и общественно-политическими реалиями современности;
• приводится собирательный психолого-педагогический портрет современного подростка, составленный посредством изучения ценностно-ориентационных предпочтений.
Практическая значимость данной курсовой работы, на наш взгляд, состоит в том, что в ней предпринята попытка рассмотреть проблему ценностных ориентаций с позиций различных научных подходов.
Исследованная система базовых ориентаций современных подростков может быть востребована в работе по совершенствованию воспитательных воздействий в школах и внешкольных учреждениях — с точки зрения учета психологических проблем, стоящих перед подростком в процессе переходного периода от детства к взрослости.