В состав нематериальных активов организации, являющихся капитализированными затратами (отложенными затратами), входит деловая репутация организации, или «гудвил» (по терминологии принятой в международной практике бухгалтерского учета). Правовой основой существования категории «деловая репутация организации» является установленная гражданским законодательством возможность для предприятия выступать в качестве объекта гражданского права – имущественного комплекса, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, который может являться «объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав». Достаточно распространенными являются случаи реорганизации предприятий путем их присоединения к другим предприятиям через совершение сделки купли-продажи предприятий с условием прекращения их деятельности как субъектов права. Возникающий при этом актив предприятия – деловая репутация организации – определяется разница между покупной ценой предприятия (как приобретенного имущественного комплекса в целом) и стоимостью по бухгалтерскому балансу всех его активов и обязательств. Деловая репутация может быть как положительной, так и отрицательной. Положительная деловая репутация – надбавка к цене, уплачиваемая покупателем в ожидании будущих экономических выгод. Учитывается в качестве отдельного инвентарного объекта на синтетическом счете 04 «Нематериальные активы». Отрицательная деловая репутация – скидка с цены, предоставляемая покупателю в связи с отсутствием факторов наличия стабильных покупателей, репутации качества, навыков маркетинга и сбыта, деловых связей, опыта управления, уровня квалификации персонала и т.п. Отрицательная деловая репутация учитывается как доходы будущих периодов на синтетическом счете 98 «Доходы будущих периодов» субсчет 98-1 «Доходы, полученные в счет будущих периодов». Практика учета «гудвил», принятая в России, соответствует одному из принципов, определенному в действующем в настоящее время во многих странах стандарте GAAP (Generally Accepted Accounting Principles). Согласно этому принципу, в активе баланса показывается уплаченная сверх балансовой стоимости (или сверх стоимости по текущей оценке) купленных активов цена за предприятие, которая учитывается как самостоятельный актив, подлежащий последующей амортизации. Кстати сказать, в данном стандарте предельный срок амортизации составляет 40 лет. Следует отметить также, что GAAP стандарт допускает и другой подход к учету «гудвил» – списание его стоимости в момент приобретения за счет резервов. Положение же по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ трактует деловую репутацию организации как постепенно амортизируемый актив: «Приобретенная деловая репутация организации должна быть скорректирована в течение 20 лет (но не более срока деятельности организации)».
Итак, как видно из выше приведенного материала, прослеживаются различия в учете данного нематериального актива, и устранение их путем пересмотра ПБУ14/2000 позволит максимально сблизить российский учет со стандартами GAAP.
А.С. Нечаев, М.Н. Петрова