Психология

Учет возрастных особенностей учащихся общеобразовательных школ при профилактике наркомании

Биологическая «почва», на которой развивается наркозависимость, может быть существенно различной и меняться силой многих факторов. Возраст — один из них, не менее значимый, чем пол.

Главная особенность современной эпидемии наркотизма — снижение нижней возрастной границы начала наркотизации до 12 — 15 лет. Таким образом, ранние наркомании — достаточно распространённое явление.

В подростково-юношеском возрасте знакомство с наркотиками как правило происходит в группе сверстников. Источником знаний оказываются более старшие, опытные подростки, которые в свою очередь что-то слышали с чужих слов. У подростков не возникает сомнений и потребности проверять такие рассказы. Инстинктивная осторожность снимается под давлением группы. «Знания» детей оказываются предельно искажёнными, иногда фантастическими, поэтому риск тяжёлых отравлений со смертельным исходом здесь крайне высок.

Сегодня специалисты отмечают ряд общих тенденций распространения наркотиков в подростковой среде, интересных педагогу-практику:

  • эпизодическое злоупотребление без зависимости существенно преобладает над сформировавшимися наркоманиями и токсикоманиями;
  • происходит неуклонное омоложение контингента злоупотребляющих — от 18-19-летних к 11-13- летним;
  • используемые подростками наркотические средства очень разнообразны, предпочтение того или иного из них нередко диктуется своеобразной «модой»;
  • широко распространены самодельные препараты, нередко отличающиеся высокой токсичностью;
  • для подростков характерно своеобразное «экспериментирование», желание попробовать на себе действие разных веществ;
  • употребление наркотиков и токсических веществ в качестве своих основных причин имеет причины социально-психологического порядка;
  • эффективность медицинских и психолого-психотерапевтических мер в случае подросткового злоупотребления наркотиками значительно ниже, чем при аналогичном воздействии на взрослых.

При разработке различных мер психолого-педагогической помощи нар-козависимым подросткам и в осуществлении профилактических мер социальный оптимизм неуместен по ряду причин. Во-первых, эффективность лечения наркомании по данным многих исследований всегда была и до сих пор остается низкой (отсутствие рецидива в течение года после лечения в максимуме составляет чуть более 30%). Во-вторых, медикаментозных средств, устраняющих влечение к наркотикам в целом, не существует, а в случае применения средства, блокирующего действие определенного наркотика, как правило, подросток переходит на другой вид наркомании или токсикомании. В-третьих, обычно в большинстве случаев вмешательство наркологов, психотерапевтов, психологов вызвано родителями подростка, и для него самого подобная помощь оказывается принудительной. Если же учесть, что основной упор при этом делается на психотерапевтическое воздействие, эффективность которого, как известно, напрямую связана с осознанным желанием принятия помощи, то пессимистические выводы напрашиваются сами собой.

При составлении плана профилактической работы необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, т.к. неверно выбранные средства и методы воздействия могут оказаться неэффективными и даже вызвать обратный эффект — интерес к наркотикам и в дальнейшем зависимость.

Особенности периода младшего школьного возраста.

Кризис данного возрастного периода обусловлен противоречием между эгоцентрическим мировосприятием и необходимостью социальной адаптации.

Интерпсихические новообразования:

  1. Переход от эмпирического к рефлексивному сознанию.
  2. Повышение произвольности психических процессов.
  3. Переход от центрации к децентрации,
  4. Переход от эмпирической к теоретической ориентации способов решения логических, этических, социальных задач.

Целевая установка: выбор удовлетворяющей ребенка модели социальной адаптации.

Содержание: ознакомление с различными системами регламентирующих социальных нормативов, их «примерка», эмпирическое и теоретическое ознакомление с последствиями.

Таким образом, в младшем школьном возрасте происходит закладка основания гражданского и правового сознания учащихся. Если этот процесс будет застопорен или искажен, то все последующие указания на незаконность употребления наркотиков будут неэффективны. Ссылки на закон окажут свое действие лишь в случае, если ребенок уже присвоил законопослушание как регламентирующую поведение ценность.

Для нормального формирования гражданского и правового сознания крайне важно создать условия, в которых ребенок будет чувствовать себя не объектом контроля и манипуляций со стороны взрослых, а активным субъектом, участвующим в выработке регламентирующих социальных нормативов и осуществляющим контроль за их соблюдением. Участие в процессе законотворчества с одной стороны позволит ребенку ассимилировать и присвоить легитимные формы поведения, а с другой — осознать справедливость несения ответственности в случае уклонения от них.

Неоценимую услугу здесь могут оказать различные формы школьного самоуправления; важно только проследить, чтобы они не были навязаны сверху, и не принимали вид параллельных «игрушечных» структур, а реально включались в деятельность по регламентации жизни образовательного учреждения.

Вместе с тем, именно ввиду незрелости и нестойкости усвоения легитимных форм социальной адаптации, при уже свершившемся переходе к децентрации, следует избегать целенаправленного информирования младших школьников о феномене наркозависимости. Оно может подтолкнуть ребенка, находящегося в стадии «социального экспериментирования» к присвоению манипулятивных форм поведения с использованием наркотиков.

Целесообразно разнести элементы негативной профилактики по разным предметным полям в виде косвенной, а не прямой информации о вреде наркотиков (решение задач типа: «1 сигарета сокращает жизнь на 6 часов. На сколько дней сократит жизнь 1 пачка сигарет?» и т.д.) Затрагивание этой темы в общении с разными педагогами на протяжении всего учебного процесса может дать гораздо больший эффект, нежели изолированная от остальных предметов отдельная беседа, могущая к тому же вызвать нездоровый интерес.

Одним из важнейших моментов первичной позитивной профилактики (и не только в младшем школьном возрасте, хотя в нем — особенно) является формирование положительной самооценки в сочетании с критической рефлексией своих поступков и мотивов. В связи с этим необходимо своевременно выявлять детей с заниженной самооценкой и переориентировать их с позиции сравнивания «Я — другие» на сравнивание «Я сегодняшний — Я вчерашний». Замена соревновательного момента приматом личностного роста приводит к значительному повышению уровня психологической адаптации и тем самым снижает риск развития аддиктивного поведения.

Подростковый период

Кризис обусловлен противоречием между актуализирующимися у подростка сексуальными и метафизическими потребностями и ценностными приоритетами общественного мнения.

Интерпсихические новообразования:

  1. Психосоциальная апперцепция феноменов полового созревания.
  2. Развитие рефлексии 2-го порядка. Развитие самосознания.
  3. Переход от рефлексивного к ценностному сознанию.
  4. Постановка задач саморазвития, самосовершенствования.

Целевая установка; формирование теоретического аспекта миро- и самовосприятия, становление «Я-концепции» и концепции мироздания

Содержание:

  • Поиск референтных групп со сходными целевыми установками («реакция группирования»).
  • Отвержение принятых ранее регламентирующих социальных нормативов, не удовлетворяющих более ввиду объективно изменившихся условий («реакция эмансипации и негативизма»).
  • Попытки построения собственных «независимых» мировоззренческих систем («философическая интоксикация»).

Сочетание данных факторов обуславливает возникновение феномена так называемой «подростковой субкультуры».

Период ранней юности

Кризис обусловлен:

а) противоречием между потребностью в идеальном и реальным бытием;

б) разрывом между «Я-концепцией» и концепцией мира;

Интерпсихические новообразования:

  1. Переход от ценностного к нравственному сознанию.
  2. Осознание разрыва идеала и реальности.
  3. Формирование деятельностного пласта сознания, направленного на преодоление этого разрыва.
  4. Интериоризация социально-культурного пространства (становление целостного мировоззрения)

Целевая установка:

Взаимоувязывание «Я-концепции» и концепции мира, определение своего места и роли в преобразовании мира, постановка и формулирование стратегических жизненных задач.

Содержание: соотнесение себя с общностью, характеризующейся определенными социальными, культурными, этническими, национальными, идеологическими, религиозными параметрами; поиски и попытки вхождения в данную общность; дальнейшее определение своего места и роли в реализации ее идеалов.

По мере формирования осознанной жизненной позиции она начинает определять социальную, профессиональную и гражданскую ориентацию подростка. Именно сформированность и осознанность жизненной позиции представляет собой тот стержень, который позволяет юному человеку совершать восхождение от инфантильной сиюминутной социальной адаптации с ее внешним локусом контроля до глубокой резистентности к различным видам зависимостей вообще и химической зависимости в частности.

На этом этапе нельзя ограничиваться обсуждением наиболее общих мировоззренческих проблем. Необходимо рассмотреть — каким образом идеологические установки общества реализуются в его политической, социальной, экономической организации, определяющей государственную политику в отношении химических и нехимических зависимостей.

Такому же анализу должна быть подвергнута деятельность тоталитарных сект, членство в которых нередко сопряжено с употреблением одурманивающих веществ.

В результате обсуждения этих вопросов у подростков должно быть сформировано понятие о формах зависимого поведения, поощряемых в микро- или макросоциуме, способах их распознавания и противостояния им. Именно модели профилактики химических зависимостей, направленные на осознание подростком влияния на его поведение друзей, СМИ, неблагоприятного примера родителей дало устойчивые положительные результаты в борьбе с употреблением алкоголя и марихуаны в Америке конца 80-х.

Включение в реальную социальную деятельность должно стать уже не эпизодическим, как на предыдущем этапе, а систематическим. В связи с этим, профилактические мероприятия должны предусматривать организацию постоянно действующих групп, клубов, кружков, основанных на строго добровольных началах и воплощающих идеологию трезвенничества в конкретной деятельности по борьбе с зависимым поведением прежде всего самих членов этих сообществ. (Имеются в виду не только и не столько химические зависимости: страх провала на экзамене, неумение наладить отношения со сверстниками, родителями, вообще любые повторяющиеся ситуации утраты контроля над своим поведением следует рассматривать как зависимое поведение, следовательно — как фактор риска развития химической зависимости).

Примерная схема этапов реализации программы профилактики наркомании в образовательном учреждении (данная программа разработана в «Региональном центре социопсихологических исследований и диагностики в системе образования»):

  1. Подготовительно-информационный
    • Проведение методических семинаров с работниками наркопоста школы (педагогами, психологами, классными руководителями и др.) образовательных учреждений.
    • Снабжение их методической литературой.
  2. Работа с подростками
    • Проведение занятий в старшем звене.
    • Организация деятельности групп «Независимых».
    • Проведение занятий в среднем звене.
    • Подключение учащихся среднего звена к деятельности групп «Независимых».
    • Оформление членами групп «Независимых» результатов практических (тренинговых) занятий в виде общественной гражданской инициативы.
  3. Работа с младшими школьниками
    • Разработка членами группы «Независимых» способов и методов включения в различные предметные поля в начальной школе косвенной информации о недопустимости и последствиях употребления наркотиков (составление задач, диктантов и т.д.) Работа должна проходить под руководством и при консультировании с преподавателями младших классов и психолога.
    • Обсуждение с членами групп «Независимых» проблемы формирования законопослушности, т.е. использования только легитимных форм разрешения конфликтов и отстаивания своих прав.
    • Выход представителей групп «Независимых» в начальные классы с предложением обсудить, уточнить и детализировать отдельные, непонятные для младших школьников положения Устава образовательного учреждения, касающиеся правил внутреннего распорядка, поведения и ответствености за их нарушение. В результате обсуждения эти положения должны быть сформулированы самими младшими школьниками в понятном для них виде.
    • Избрание Парламента Школьников (с широким представительством учеников начальных классов) и организация его работы под руководством членов групп «Независимых» и специалистов, проводивших занятия по программе профилактики.
  4. Расширение деятельности.
    • Выход на взаимодействие с образовательными учреждениями, реализующими принципы школьного самоуправления и организациями, пропагандирующими трезвенничество, на областном, российском и международном уровне с целью обмена опытом.
    • Сопровождение деятельности как групп «Независимых», так и Парламента Школьников студентами педагогических и психологических факультетов из числа выпускников школ, участвующих в реализации программы профилактики.

Ранний подростковый период — время формирования духовных интересов. Токсическая нагрузка в этом возрасте обусловливает развитие духовно обеднённой личности. Искажается период интеллектуального развития, что в последующем проявляется непродуктивностью мышления, невозможностью решения интеллектуальных задач даже при усвоенных профессиональных знаниях. Искажение развития в 16-17 лет, когда формируются индивидуальное самосознание и способность соотносить себя с индивидуальным миром другого человека, когда формируются ролевые возможности, оставляет на последующую жизнь неадекватную самооценку, несообразный уровень притязаний, категоричность, что также нарушает социальную адаптацию.

Таким образом, непосредственная задача работников в сфере образования — создать все условия для развития гармоничной личности, для обретения навыков конструктивного выхода из кризисных ситуаций, для формирования склонности к здоровому образу жизни, а также усвоения правовых аспектов по данной проблеме. И только систематическое и планомерное, часто скрытое воздействие может позволить снизить высокий уровень наркотизации среди учащихся общеобразовательных учреждений.

Воронцова О.Г.

Литература

  1. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. М., 1997.
  2. Битенский В.С. Клинические и терапевтические аспекты наркоманий в подростковом возрасте. Автореф. дисс. …д-ра мед. наук. М.,
  3. Володин В.Д., Иванец Н.Н., Пелипас В.Е. Профилактика наркоманий // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. 1999. №
  4. Гарифуллин Р.Р. Скрытая профилактика наркомании. М.: ТЦ Сфера, 2005.
  5. Иванец Н.Н. Медико-социальные проблемы наркологии и пути их решения // Вопросы наркологии. 199 № 4.
  6. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития // Обозрение психиатрической и медицинской психологии. 199 № 1.
  7. Клейберг Ю.А. Девиантное (отклоняющееся) поведение подростков: многообразие, опыт, трудности, поиск альтернатив. Тверь, 2000.
  8. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. ТЦ Сфера. М.,
  9. Котляков В.Ю. Наркозависимость: что делать, и кто виноват? Иркутск, 2000.
  10. Меерзон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. М.: Наука, 1981.
  11. Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей: Диагностика, коррекция, психопрофилактика. М.,
  12. СиротюкА.Л., Клейберг Ю.А. Психофизиологические особенности девиантного поведения подростков // Современные проблемы психологии. Тверь, 2000. № 4.
  13. Хажилина И.И. Профилактика наркомании: модели, тренинги, сценарии, М.: