Общеизвестно, что для выполнения полезной работы компьютеру требуется определенное программное обеспечение. Программа является продуктом процесса программирования, который подразумевает нечто большее, чем просто запись набора инструкций на том или ином языке программирования. Объектом программирования, как правило, является некоторая задача экономического, математического, или технического характера, которую требуется решить.
Массовая компьютеризация всех сфер деятельности человека, это нормальное явление, обусловленное входом человечества в цифровую эру. Компьютерные технологии позволяют ускорить решение поставленных задач в различной деятельности человека, свести к минимуму ошибки, возникающие из-за «человеческого фактора», уменьшить затраты, повысить качество продукции и др.
Из-за географической растянутости и величины нашей страны, проникновение высоких технологий во все сферы деятельности происходит не равномерно. И, к сожалению, Сибирский регион не исключение. Особенно сейчас, когда экономика страны только начинает развиваться на «рыночных рельсах» и укрепляться, применение ИТ в этой сфере очень актуально. И если для крупных предприятий создаются различные программные пакеты, то малый бизнес зачастую автоматизация обходит стороной. А ведь развитие малого бизнеса это тоже очень важная и актуальная задача развития экономики России.
Цель данного проекта – создание программного продукта для одной из фирм малого бизнеса, фирмы по ремонту и обслуживанию компьютерной техники. С увеличением числа пользователей и количества компьютеров возникает проблема организации их технического обслуживания. Но зачастую учет подобных работ ведется вручную или с помощью такой программы, как «1С: Торговля и склад». Данный программный продукт чересчур громоздок и не удобен для использования, так как не учитывает специфику работы организации. К тому же большинство функций остаются не задействованными и путают менеджера, для работы с 1С, необходимы профессиональные навыки и знания этой программы.
В связи с этим и было принято решение о разработке приложения, облегчающего учет всех выполненных работ фирмой, занимающейся ремонтом компьютеров, соответствующего специфике предприятия, простой и удобной в использовании, не требующей дополнительных знаний и навыков от пользователя.
Для создания программы была использована среда программирования Microsoft Visual Basic 6.0. Среда Visual Basic прекрасно подходит для разработки приложений практически любого типа. Простота языка программирования, удобство и наглядность работы, полная совместимость с ОС семейства Windows, обуславливают данный выбор.
В качестве источника хранения данных была выбрана система управления базами данных Microsoft Access, так как данная СУБД широко распространена, легка и наглядна в использовании, поддерживается языком Visual Basic.
В процессе разработки и реализации приложения был применен метод проектирования программных средств. Суть метода заключается в поэтапном подходе к решению поставленной задачи. А также применение таких, очень важных в программировании методов как; метод декомпозиции (разбиение сложных задач на множество более простых решаемых по отдельности); структурированное программирование (дисциплинирующий метод позволяющий улучшить читабельность и понятность программного кода); эталонное решение (готовое, заведомо проверенное и верное решение поставленной задачи другими методами и способами, например, просчет всех вычислений вручную), «ручная отладка» (очень эффективный метод отладки приложения и выявления логических ошибок, заключающийся в построчном, логическом анализе и интерпретации кода программы самим программистом, так, как это делает компьютер при работе программы). Использование всех выше перечисленных методов позволило быстро и правильно решить поставленную задачу и сэкономить массу времени.
Проект построен на использовании многодокументной MDI-формы и подчиненных ей – дочерних форм. Интерфейс MDI-формы позволяет открывать сразу несколько окон внутри родительского «окна-контейнера». Это позволяет сгруппировать все открытые окна, относящиеся к данной программе и облегчить работу с ними. Реализация проекта именно посредством MDI-формы, делает программный интерфейс более наглядным, удобным в использовании и понятным для пользователя.
База данных программы была разработана в соответствии с требованиями реляционных баз данных и соответствует модели «сущность-связь». Эта модель является одним из наиболее удобных инструментов унифицированного представления данных, независимого от реализующего её программного обеспечения. Модель «сущность-связь» предназначена для логического представления данных. Она определяет значение данных в контексте их взаимосвязей с другими данными. Использование данной модели позволило избежать дублирования информации в записях, а значит, и сократить размер базы данных.
В результате проведенной работы было создано приложение, позволяющее автоматизировать работу менеджера фирмы по ремонту компьютерной техники; производить учет выполненных услуг и складской учет; минимизировать объем бумажных документов; приложение не требует дополнительных навыков и знаний от пользователя. Программа обеспечивает следующие возможности:
- регистрация заявок на ремонт техники;
- оперативный учет наличия техники на складе;
- хранение всех записей о клиентах фирмы и сотрудниках в базе данных;
- автоматический расчет суммы оказанных услуг;
- возможность детального просмотра всех заявок;
- поиск клиента или сотрудника по различным критериям;
- возможность просмотра всех выполненных работ сотрудником фирмы;
- печать бланка приемки оборудования на ремонт;
- печать бланка счета за выполненные услуги;
- резервное копирование базы данных.
Приложение содержит 20 экранных форм, формирует печатный отчет. Объем программного кода около 2000 строк.
К сожалению, невозможно учесть все аспекты и нюансы работы сразу и создать совершенную программу, обладающую полным спектром решаемых задач. Данное приложение нуждается в доработке и расширении функциональности. В последующие версии программы планируется включить:
- обеспечение защиты и шифрования данных;
- реализация возможности учета заработной платы сотрудников, а также кассовой книги и других документов;
- добавление возможности настройки программы пользователем;
- оптимизация программного кода.
Тестирование программы в реальных условиях позволит выявить и другие недочеты и ошибки. Опыт работы над данным приложением будет очень полезен при разработке специализированных приложений для предприятий малого бизнеса.
В.А. Поздеев