Тема работы: Удовлетворенность профессиональным обучением в зависимости от мотива выбора профессии
Страницы: 78
Содержание
Введение 3
Глава 1. Анализ литературы по теме исследования…………………………..7
1.1 Проблема мотивации в психологии…………………………7
1.2 Мотивация учебной деятельности и ее формирование
на разных возрастных этапах……………………………….18
1.3 Мотивационно-ценностное удовлетворенность профессиональным обучением студентов в зависимости от выбора профессии 28
Глава 2. Динамика мотивационно-ценностных отношений студентов дошкольного факультета……………………………………………………………………36
2.1. Постановка проблем и методы исследования 36
2.2. Изучение особенностей мотивации студентов
дошкольного факультета 45
2.3. Исследование ценностных ориентаций студентов 49
2.4. Сравнительный анализ данных исследования 52
Заключение 60
Список литературы 62
Приложение……………………………………………………………………66
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время проблема становления высококвалифицированных специалистов приобретает большее значение. Современное общество предъявляет выпускнику ВУЗа, особые требования, среди которых важное место занимают высокий профессионализм, активность и творчество. Процесс совершенствования подготовки будущих специалистов в условиях современного образования достаточно сложен и обусловлен многими факторами. Одним из факторов является степень адекватности мотивационных установок поступления в ВУЗ и получаемой профессии. По мнению, М.И. Алексеевой, «мотивационно-потребностное соответствие будущей деятельности является неприемлемым условием формирования творчески активной и социально зрелой личности» [30; с 141].
Проблема мотивации является одной из фундаментальных проблем как отечественной так и зарубежной психологии. Вместе с этим как отмечал Х. Хеккаузен «едва ли найдется другая такая же область психологического исследования, к которой можно было бы подойти со столь разных сторон, как к психологии мотивации» [8; с 38].
Исследованием мотивации занимались такие выдающиеся психологи как Х. Хеккаузен, В.Г. Асеев, А.Н. Леонтьев, П.М. Якобсон, А.К. Маркова, Ю.Б. Орлов и другие. Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обуславливает множественность понимания ее сущности, природы, структуры, а так же функций мотивов.
Решением наиболее спорного в психологии мотивации вопроса о соотношении мотива и потребности занимались Манукян С.П., Шаров Ю.В., Бажович М.И., А.Н. Леонтьев. Многие исследователи проблемы мотивации человеческой деятельности сходятся в том, что мотивация представляет собой сложную систему, в которую включены определенные иерархические структуры (В.Г. Асеев, М.И. Бажович, А. Маслоу, Б.И. Дадонов) и различные виды мотивов (Б.Ф. Ломов, П.М. Якобсон, Обуховский К.).
Особенно широко изучается мотивация отдельных видов деятельности в частности учебной деятельности. Большой вклад в изучение особенностей мотивации учебной деятельности внесли А.К. Маркова, А.Т. Матис, Ю.Б. Орлов, М.В. Матюшкина. Важность положительной мотивации для эффективности и успешности учебной деятельности была доказана исследователями Г. Клаусом, В.А. Якунина, Н.И. Мишкова.
Кроме того, данные некоторых исследователей позволяют говорить, что высокая позитивная мотивация может играть роль компенсаторного фактора в случае низких специальных способностей (А.А. Мотков). Однако изучение мотивации учебной деятельности ограничивается лишь младшим школьным возрастом. Исследование проблемы мотивации в профессиональном становлении студентов является наименее изученной. Студенческий возраст изучается в основном с точки зрения особенностей познавательных процессов и личностных особенностей студентов. (Донцов А.И., Белокрылова Г.М., Никеличев М.В.). Исследование особенностей личности студентов привело к выделению нескольких типизаций студентов (Готлиб, Ходкина, Зеер). Н.Б. Нестерова, по психологическим особенностям развития учебно-познавательной деятельности студентов и ее мотивации, разделила весь период обучения на 3 этапа. Однако, данные об особенностях мотивации студентов в разные периоды обучения нам не удалось обнаружить. Недостаточная теоретическая изученность проблемы развития мотивации в студенческом возрасте обуславливает актуальность темы исследования. Данная работа имеет и определенное практическое значение. Так как изучение ценностного содержания мотивов поступления в ВУЗ и дальнейшей их динамики, в ходе обучения для эффективности управления формированием правильного эмоционально положительного отношения к будущей трудовой деятельности и осуществления дифференцированного подхода в учебно-воспитательной работе со студентами с различными типами мотивации.
Цель: Изучение мотивационной сферы студентов дошкольного факультета.
Предмет: Изменение мотивационно-ценностного отношения студентов в процессе обучения.
Объект: удовлетворенность профессиональным обучением студентов педагогического университета и педагогического колледжа.
Гипотеза: 1) В ходе профессионального становления во время обучения в ВУЗе, происходит изменение мотивационной сферы студентов и переосмысление ее основных терминальных ценностей. 2) Студенты социально-педагогического колледжа отличаются от студентов большей выраженностью мотивации достижения в связи с незавершенным профессиональным самоопределением.
Задачи:
1. Изучить теоретические подходы к проблеме мотивации, особенности развития учебной мотивации на разных возрастных этапах.
2. Изучить особенности профессионального становления студентов.
3. Исследовать особенности мотивации у студентов дошкольного факультета на разных курсах.
4. Выявить преобладающие ценности в направленности личности студентов.
5. Выполнить сравнительный анализ результатов исследования.
6. На основе статистического анализа данных проследить динамику мотивационно-ценностного отношения студентов.
В данном исследовании принимали участие студенты 1, 3, 5 курса обучающиеся в педагогическом университете и педагогическом колледже. Всего в эксперименте приняло участие 130 человек. Для решения поставленных задач мы выбрали следующие методики:
1. Тест-опросник для измерения мотивации аффиляции (ТМА).
2. Тест-опросник для измерения мотивации достижения (ТМД).
Данные методики были выбраны потому, что позволяют оценить 2 основные характеристики мотивационной сферы человека: мотивации достижения и личностная мотивация аффиляции.
3. Опросник терминальных ценностей (И.Г. Сенин).
4. Методика ценностных ориентаций М. Рокича.
Структура курсовой работы состоит из: введения, двух глав, заключения и списка литературы.