Социально-экономические науки

Условия социальной адаптации учащихся, имеющих социальный статус — «сирота» в системе начального профессионального образования

Особенностями современной России стало увеличение количества детей — сирот. Россия сегодня занимает первое место в мире. Почти 50% детского населения страны (около 18 млн.) находится в зоне социального риска.

Доктор биологических наук, профессор Шипицина Л.М. выделяет следующие причины сиротства в России сегодня:

алкоголизм и наркомания родителей преждевременная смертность населения увеличение недееспособности России увеличение числа детей, рождающихся вне брака рост социальной дезорганизации семей

Это свидетельствует о том, что проблема заключается и в социально-экономическом положении семьи, и в деградации личности в целом.

Раннее сиротство разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, с миром взрослых и сверстников и вызывает глубокие вторичные нарушения физического, психического и эмоционального развития.

Обучение сирот в профессиональном училище значимо по следующим причинам. Во-первых, это открывает возможность осмысленного выбора профессии. Во-вторых, возможность за время обучения интегрироваться в общество нормально развивающихся сверстников, имеющих родителей, приобретение опыта социального общения.

Оказать помощь выпускнику интернатного учреждения перейти из упрощенного и специфического «мирка» детского дома в сложный и трудный современный мир, найти в нем свое место и обрести самостоятельность в различных сферах жизни при поступлении в НПО должны работники системы. Это не входит в круг основных обязанностей учреждений НПО, наша задача готовить специалистов по профессиям, но, учитывая ситуацию в России, мы берем на себя и эту социальную функцию. Учебным заведениям НПО необходимо помочь преодолеть сиротам переходную ступень от детства к взрослости, от проживания в полностью защищенных условиях интернатного учреждения к самостоятельному существованию, к возможности адаптироваться к обществу.

Главными проблемами принятия системы НПО учащимися сиротами являются: слабое осмысление своего жизненного опыта у этой категории подростков, пассивность, интуитивность своих поступков, отсутствие индивидуальных жизненных ориентиров и ценностей.

В настоящее время, все чаще в среде подростков — сирот проявляются навыки бытовой алкоголизации. Предпосылками данного явления являются наследственность и культурно — информационная среда вокруг.

Можно выделить следующие причины употребления алкоголя подростками в целом — это устранение тревоги, подавленности, преодоление неуверенности, повышение активности, повышения воображения, улучшение коммуникаций. В качестве исходных, способствующих развитию психической зависимости факторов рассматриваются личностные аномалии. Это, во-первых, незрелость личности, проявляющаяся интолерантностью к состоянию фрустрации, склонностью искать защиту и поддержку у окружающих. Во-вторых, это наличие неустойчивых черт характера, препятствующих адекватной социальной адаптации. Немаловажная роль отводится достаточно широко распространенным в обществе формам отношения к употреблению алкоголя: упрочившиеся традиции неумеренности, атмосфера снисходительности и терпимости, явное и скрытое поощрение, прямое психологическое давление, распространение сведений о необыкновенной привлекательности опьянения и элитарности лиц, понимающих это; доступность опьяняющих веществ, реклама и т.д. Большое значение приобретают обстоятельства, сопутствующие опьянению: разнообразие спиртных напитков и вкусной пищи, развлечения, секс, атмосфера откровенности, располагающая к расслаблению.

Преодоление сложившейся ситуации может быть достигнуто специальными мерами, связанными с психолого-педагогическим сопровождением учащихся-сирот в процессе обучения, воспитания.

К сопровождению мы добавляем организацию добровольных ученических инициатив. Это важно, во-первых, чтобы эта инициатива была самих подростков, а не инициатива, спущенная сверху, так как последняя часто превращает «добровольный» труд в «добровольно-принудительный». Задачи, которые ставятся перед подростками, важно вырабатывать и решать самим участникам. Тогда любая работа, в том числе и профилактическая, ведется не для учащихся, а вместе с ними. Поэтому наиважнейшей задачей взрослых является создание благоприятных условий для развития молодежных инициатив. А это невозможно без способности взрослых принимать особенности подростков — сирот, без искреннего интереса к их жизни, без уважения их потребностей и ценностей, без стремления к сотрудничеству.

Привлекая к работе добровольцев важно, чтобы у них была возможность увидеть результат своей работы.

Развитие молодежного добровольчества создаст почву для гуманизации отношений в обществе, изменяя устаревших, препятствующих развитию стереотипов в отношениях между подростками и взрослыми, создаст условия для развития партнерских ответственных отношений. Добровольчество способствует изменению мировоззрения самих людей и тех, кто рядом. Оно приносит пользу как государству, так и самим добровольцам, которые посредством добровольческой деятельности развивают свои умения и навыки, удовлетворяют потребности в общении и самоуважении, осознают свою полезность и необходимость, получают благодарность за свой труд, развивают в себе важные личностные качества, на деле следуют своим моральным принципам и открывают более духовную сторону жизни.

Молодежная добровольческая служба может реализовывать направление «Спасибо, нет» следующим образом:

  • Организация и обучение волонтеров, проводящих политику разумного стиля жизни;
  • Проведение в учебных учреждениях пропагандисткой работы по методу «молодежь обучает молодежь»: ток-шоу по проблемам волнующим молодежь, музыкальные спектакли, просмотр фильмов с последующим обсуждением;
  • Проведение акций, праздников, презентаций с целью формирования позитивного общественного мнения о деятельности молодежной добровольческой службы и привлечение волонтеров;
  • Проведение круглых столов для обсуждения совместных действий с государственными организациями и другими общественными организациями;
  • Выпуск информационных и методических материалов для педагогов, волонтеров работающих по программе;

« Организация семинаров для педагогов, родителей, волонтеров работающих с молодежью на тему « Проектирование деятельности по первичной, позитивной профилактике употребления алкогольной продукции».

Одним из условий успешной социальной адаптации учащихся-сирот может стать активное участие в предложенном направлении «Спасибо, нет». Одновременно, он имеет возможность строить и моделировать сам, со своими единомышленниками свою будущую жизнь, без спиртных напитков.

Хлебникова С.Ю.