Услуга — это любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо. Услугу можно определить как продукт труда, полезный эффект которого выступает не в форме вещи, а в форме деятельности, направленной на вещь или на человека. Услуги — это очень привлекательный бизнес. В настоящее время именно в этой сфере идут активные инновационные процессы, которые сулят предпринимателям прибыли более высокие, чем в торговле, особенно рентабельным и быстрорастущим является бизнес в сфере деловых услуг.
Классификация услуг — проблема, для которой нет однозначного решения в силу множественности и неоднозначности самого понятия и динамизма развития данной сферы деятельности. Исследователи группируют услуги по различным основаниям, в настоящее время нет единой классификационной схемы услуг. Приводим некоторые варианты классификации:
- Производственные услуги. К ним относятся инжиниринговые, лизинговые, обслуживание клиентов по ремонту оборудования и различной техники.
- Распределительные услуги. К ним относятся услуги в торговле (по закупке и сбыту товаров), в транспортном обслуживании и в средствах связи и др.
- Потребительские услуги. Это услуги по туризму, коммунальные услуги, связанные с домашним хозяйством и др.
- Общественные услуги — это услуги телевидения, радиовещания, образования, здравоохранения и культуры и др.
- Профессиональные услуги — это банковские услуги, страховые, финансовые, консультационные, рекламные и др.
В обществе постоянно появляются новые виды услуг, в которых появляется потребность в обществе.
Многие ранее обособленные виды услуг объединяются в рамках своей компании. Предлагая целый комплекс услуг, компания может повысить свою конкурентоспособность, ослабить возможные риски. Так, банковские, биржевые и посреднические услуги сливаются в единый комплекс финансовых услуг.
В Общероссийском классификаторе услуг населению (ОКУН) услуги распределяются на 13 групп:
- Бытовые услуги.
- Транспортные услуги.
- Услуги связи.
- Жилищно-коммунальные услуги.
- Услуги учреждений культуры.
- Туристские услуги и услуги средств размещения для временного проживания туристов.
- Услуги физической культуры и спорта:
- Медицинские услуги, санаторно-оздоровительные услуги, ветеринарные услуги.
- Услуги правового характера.
- Услуги банков.
- Услуги в системе образования:
- Услуги торговли и общественного питания, услуги рынков.
- Прочие услуги населению.
Кроме этого, услуги существенно отличаются по осязаемости. Так, например, для нематериальных услуг результат может быть оценен только после их выполнения, и при этом они имеют различный уровень качества. В то же время услуги, связанные, например, с арендой и эксплуатацией товаров, предполагают наличие реального объекта и носят более осязаемый характер.
Услуга отличается от товара и в то же время является товаром, так как имеет свою цену или ценность. Характеристики, отличающие услугу от товара:
- Неосязаемость. Услуги неосязаемы, т.е. их невозможно продемонстрировать до момента приобретения. Можно лишь описывать преимущества, которые могут быть получены в результате приобретения услуги.
- Неразрывность производства и потребления. Услугу невозможно произвести заранее и хранить как товар.
- Неотделимость. Услуга не может существовать без своего источника.
- Непостоянство качества. Услуга может, как быстро набирать популярность и успех, так и перестать быть актуальной.
- Несохраняемость. Услугу можно использовать один раз.
Рыночное предложение компании обычно включает в себя предоставление некоторых услуг, которые могут составлять как большую, так и меньшую часть общего предложения.
Различают пять категорий предложения:
- Исключительно осязаемый товар. Никаких дополнительных услуг не предусматривается.
- Дополнение осязаемого товара услугами. Предлагается материальный товар, дополняемый одной или несколькими услугами, которые увеличивают его привлекательность для потребителей.
- Гибрид. Предложение в равной степени состоит из товара и сопутствующих услуг.
- Основная услуга сопровождается получением сопутствующих товаров и услуг.
- Чистая услуга.
В настоящее время сфера услуг является одной из самых перспективных, быстроразвивающихся отраслей экономики. Практически все организации оказывают в той или иной степени услуги. Классификация услуг и определение их особенностей имеет большое значение для практической деятельности предприятий.
Орбодоева З.С.