Экология и окружающая среда

Влияние экологического фактора на экспортный потенциал Иркутской области

Особенности экономического развития современного этапа и существующие теоретические разработки говорят об усилении роли и значимости не столько традиционных показателей экономического развития, сколько об адаптации экономики к нуждам человека и природы. Так, согласно исследованиями Всемирного экономического форума и Международного института развития менеджмента в Лозанне, на «мягкие» (мотивация труда, степень образованности, уровень квалификации кадров, выработка системы ценностей) приходится 85 % от общего количества факторов в области конкурентоспособности страны [1].

Находясь на стыке сфер национальной и мирохозяйственной, экспортный сектор взаимодействует как с национальной экономикой, так и с мирохозяйственной средой. Он опосредует трансграничные потоки товаров и услуг, а также является двигателем мирового производства и оказывает существенное воздействие на окружающую среду. С одной стороны, через внешнеторговые каналы реализуется продукция, изъятие и переработка которой, способствует обострению экологического кризиса, с другой, осуществляется перемещение по всему миру передовых экологических технологий, товаров и ноу-хау.

Актуальность и значимость приобретает поиск компромисса, предполагающего сокращение экологической нагрузки, при увеличивающихся темпах научно-технического прогресса. Предпосылки для этого процесса уже есть. Утвердившаяся в последнее десятилетие концепция устойчивого развития предполагает тесную связь экономической и экологической политики.

Поступательное движение по данному направлению стало отправной точкой для принятия в ноябре 2004 г. Федерального закона «О ратификации конвенции ООН об изменении климата», обусловившего реализацию Киотского протокола в России.

Киотский протокол, полное название документа «Киотский протокол к Рамочной Конвенции ООН об изменении климата» (принят в 1997 г. в г. Киото (Япония)), представляет соглашение стран о сокращении к 2012 г. на пять процентов (по отношению к 1990 г.) выбросов парниковых газов (ПГ) для предотвращения глобального потепления. Продолжительность первого периода составляет пять лет с 2008 по 2012 гг., а этап с 2005 по 2007 гг. рассматривается как подготовительный. Важным положением данного документа является возможность использования торговли квотами (разрешениями) на выбросы ПГ, а также других механизмов регулирования загрязнения атмосферы с минимальными затратами.

По оценкам экспертов, выбросы CO2 российским энергетическим сектором (на долю которого приходится 90 % от общего количества выбросов) к 2010 г. возрастут по сравнению с 2000 г. на 16 %, а в 2020 – на 37 %, что даст возможность не только уложиться в рамках обозначенных критериев, но и продавать квоты «нуждающимся» странам. Полученные таким образом средства станут основой для реинвестирования в проекты по сокращению выбросов ПГ, по финансированию лесовосстановления и др. [2].

Решение указанных проблем лежит в плоскости локального уровня хозяйствующих субъектов страны, что явилось предпосылкой для проведения в середине декабря 2005 года в Иркутске конференции «Киотский протокол: глобальный климат – региональные решения», участниками которой стали представители власти ряда субъектов РФ, науки, крупного (включая международные корпорации) и мелкого бизнеса, а также юристы, экономисты, профессиональные экологи. Обсуждались новейшие научные и практические разработки, перспективные технологии, позволяющие сократить выбросы в атмосферу парниковых газов, в том числе используя возобновляемые источники энергии, а также альтернативные варианты, например, сокращение выбросов парниковых газов путем усиления их абсорбации, в том числе, за счет природоохранительных мероприятий, в частности, сохранения сибирских лесов. Конференция определила основные сферы и направления приложения сил на местном уровне, выработала механизмы взаимодействия власти, бизнеса, науки и общественности в достижении общей цели.

На современном этапе привлекательными в качестве объектов инвестиций оказываются отрасли, подпадающие под наиболее жесткое экологическое регулирование. В перспективе эти тенденции будут только усиливаться, поэтому экологический фактор должен стать одним из важнейших при разработке стратегии повышения конкурентоспособности России.

В ходе конференции заместитель главы администрации Иркутской области Л. Забродская, отметила, что «со вступлением Киотского протокола в силу промышленно развитым странам становится выгодным вкладывать средства в экологизацию не только своих, но и наших предприятий, что дает им право наращивать свой промышленный потенциал» [3].

Проблематика рассматриваемого вопроса не ограничивается только продажей квот на выбросы ПГ, экономические выгоды могут быть значительно больше вследствие принятия странами обязательств по Киотскому протоколу по части использования более экологичного углеводородного топлива, что может увеличить цены на природный газ, в торговле которого Россия является мировым лидером.

Если говорить о перспективах Иркутской области – одного из крупных экспортных регионов России, то согласно стратегии развития области должны быть созданы механизмы инновационного развития экономики Приангарья, при этом выделяются три приоритетных направления: нефтегазовое, лесопромышленное и туристическое. В рамках первого, речь, в том числе, идет о разработке международного проекта, касающегося поставки газа в Китай и Южную Корею, а также региональный план газификации с участием ОАО «Газпром».

Характеризуя сферу ТЭК, следует отметить, что сегодня особую актуальность приобретает проблема выработанности запасов основных нефтегазоносных провинций, составляющая, по словам министра природных ресур­сов Ю. Трутнева, на Северном Кавказе 70–80 %, в регионах Урала-Поволжья – 50–70 %, в Западной Сибири – свыше 45 %, на долю которых приходится зна­чительная часть экспорта и внутреннего потребления России. Представленные данные свидетельствуют о стадии падающей добычи традиционных «добычных» регионов [4].

Создание нового экспортного пути в виде системы нефте- и газопро­водов и осуществление более широкого комплекса мероприятий по обустройству Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также развитию региональной экспортной базы призвано сыграть существенную роль в укреп­лении и диверсификации экспортного по­тенциала и экспорта России, в обеспече­нии на этой основе поступательного раз­вития экономики. Как показывает опыт многих стран, именно развитие экспорта позволило им обеспечить высокие темпы экономического роста, и, в конечном счете, достигнуть экономического благополу­чия.

Особое звучание данный вопрос приобретает для области в свете последних реальных шагов по активизации разработки проекта освоения Ковыктинского газоконденсатного месторождения, а также Верхнечонского нефтяного и газового месторождения. Развитие экспортной базы страны требует скорейшего подключе­ния богатств Ковыктинского месторожде­ния, как к системе газоснабжения регио­на, так и к зарубежным потребителям в лице Китая и Южной Кореи, а Верхнечонского к глобальному проекту «Восточная Сибирь – Тихий океан». Что касается последнего, нерешенным остается вопрос прохождения трубопровода в районе озера Байкала, что вызывает недовольство, как со стороны компетентных экологических служб, так и общественности. На сегодня вопрос остается открытым.

В целом если говорить о перспективах регионального экспорта, то они определены:

  • сырьевой направленностью с акцентом на инновационные технологии;
  • экологизацией внешней торговли посредством продажи квот на первом этапе, на втором – расширением производства и экспорта экологически чистой продукции;
  • жестким контролем и приоритетностью развития тех форм экспорта, которые согласуются с экологическими конвенциями, концепцией устойчивого развития, и в целом с разумным подходом общества к использованию природных ресурсов и окружающей среды.

Таким образом, вопрос экологизации хозяйственной жизни региона фокусирует основные тенденции поступательного развития экономики и общества. Именно здесь закладывается база, которая станет стимулом для поиска новых направлений деятельности. Данный вопрос аккумулирует сопряженные проблемы экономики и внешнеторгового сегмента, а также связывает, региональный, национальный и международный сектора в целях обеспечения эффективности в рамках стратегии выживания и процветания государства и нации.

Н.В. Кретова

Литература

  1. The World Competitiveness Report 1992: World Economic Forum. – Lausanne, Switzerland. – June, 1992. – P. 5.
  2. Крепец Г.И. Киотский протокол: Россия на мировом рынке квот // БИКИ. – 2005. – № 116. – С. 2–3.
  3. Восточно-Сибирская правда. – 2005. – 21 декабря.
  4. Ершов Ю. Восточно-Сибирский и Дальневосточный сектор внешнеэкономической политики России // Внешнеэкономический бюллетень. – 2005. – № 10. – С. 32–43.