Психология

Влияние характера детско-родительских взаимоотношений на развитие личности ребенка

Как правило, родители организуют воспитательный процесс интуитивно, ориентируясь на воспоминания о своем детстве и на социальные нормы, принятые в обществе. Однако они, сами того не осознавая, включают в этот процесс и негативный опыт: обиды, заблуждения, страхи.

Недостатки, переданные родителями, будут умножены на собственные «несовершенства» малыша… А в результате? Необъяснимые фобии, неуверенность, комплексы «родом из детства» — «ахиллесова пята»: ошибки и просчеты воспитания в самом раннем возрасте могут пагубно сказаться на становлении ребенка как личности и проявиться позднее в асоциальном поведении, трудностях адаптации, различных психических отклонениях. А могут «затаиться», словно «мина замедленного действия». Что станет «детонатором», вызывая кризис, ослабляя адаптационный потенциал? Когда, казалось бы, стресс незначителен, но влечет за собой тяжкие последствия! Сколько лет жизни тратит взрослый, чтобы найти и ликвидировать все дефекты воспитания, стать уверенным в себе, успешным человеком. А подчас проделать самостоятельно такую работу он вообще не способен.

Учитывая изложенное стоит ли ставить под сомнение актуальность темы влияние характера детско-родительских взаимоотношений на развитие личности ребенка?

Главное в родительско-детских взаимоотношениях — движение навстречу друг другу, стремление родителей организовать диалог с ребенком. В семейном воспитании необходима целенаправленность, использование методов убеждения, положительных примеров, стимулирования «добрых» дели поступков, адекватность оценки труда и слов ребенка.

Родителям необходимо помнить, что цели и средства формирования личности вытекают не из запросов общества или государства, а из сущности самого человека. Нельзя пытаться «встраивать» ребенка в этот процесс, надо процесс подстраивать под его жизнь, которую он проживает в данный момент. Учить ребенка понимать (а не принимать как данность) происходящее и реагировать адекватно.

Детско-родительские взаимоотношения представляют собой среду, в которую включено много различных, часто противоречащих друг другу компонентов. Эта среда уникальна в каждой семье и оценить ее влияние на ребенка удается только экспериментально. В идеале детско-родительские взаимоотношения — «благодатная почва» для формирования социально адаптированной личности, однако зачастую на практике все обстоит иначе.

В случаях, когда складывается неблагоприятная для развития личности ситуация, к концу детского возраста налицо все личностные качества запущенного ребенка, наблюдается дисгармония психофизиологического и социального развития, нарушено самосознание личности, ребенок оказывается социально дезадаптированным [1, с. 103].

Для определения степени социально-педагогической запущенности используются критерии: характер динамики запущенности (количественная, качественная, интегративная), выраженность признаков запущенности (неразвитость социально-коммуникативных качеств, низкая способность к социальной рефлексии, трудности в овладении социальными ролями, общая необразованность (необученность, неразвитость), уровень средовой адаптации (семья, школа, детский сад, неформальная группа сверстников) и уровень овладения социально значимой деятельностью (ролевая игра, учение) [1, с. 104].

Латентная (легкая) степень запущенности характеризуется количественной динамикой, незначительными, трудно отличаемыми от возрастных проявлений (кризисов) отклонениями в социальном и нравственном развитии ребенка. Преобладают положительные свойства; отрицательные качества однородны по своему составу, так как вызываются влиянием какого-то одного доминирующего отрицательного фактора.

Начальная (средняя) степень — это углубление отклонений в социальном и нравственном развитии ребенка.

Выраженная степень запущенности — количественная динами-ка переходит в качественную. Положительные свойства личности, не подкрепляемые в процессе совместной деятельности и общения со взрослыми и сверстниками, теряют свою глубину, проявляются все слабее [1, с. 105]. Признаки запущенности, демонстрируемые как внешние симптомы поведения, наоборот, приобретают более зримый характер. Явно обнаруживается несостоятельность ребенка в качестве субъекта деятельности, в силу которой он постепенно выталкивается из формальных детских общностей. Ухудшаются его отношения в семье.

Психологическим механизмом социально-педагогической запущенности детей является гиперобособление, которое выражается в усилении позиции «не такой, как все», возникновении психологической незащищенности и связанных с ней защитных форм поведения, прежде всего агрессивных.

Выявление социальной запущенности — первый шаг на пути помощи ребенку, следующий — ее коррекция. Шаг, направленный на ликвидацию как самой проблемы, так и ее последствий.

По методу комплексной экспресс-диагностики состояния социально-педагогической запущенности детей (МЭДОС) Овчаровой Р.В. нами обследовано 30 детей в возрасте от 6 до 7 лет — учащиеся 1-го класса одной из школ г. Черемхово, Иркутской области. Дополнительно были проведены беседы с их родителями, изучены медицинские карты.

Получены следующие результаты. Из 30 человек у одного диагностирована высокая степень социально-педагогической запущенности, выраженная степень — у 3 (10%), легкая — 15 (50%!), благополучная ситуация отмечена лишь в трети случаев (И чел.). Обнаружено недостаточное владение детьми необходимыми навыками, в сочетании с отсутствием развитых способов положительного общения; излишняя импульсивность, преобладание эгоистических, авторитарных тенденций (рис. 1).

Проявление негативных тенденций в развитии детей

Так, к примеру, Вова Л. (№ 30) выделяется неразвитостью способов сотрудничества с детьми. Выявлено нарушение общения на фоне нарушения самосознания при выраженной степени социально-педагогической дезадаптации (рис. 2, 3).

Уровень нарушений развитияВова воспитывается матерью, которая не уделяет ему должного внимания. В семье нет последовательной линии поведения в отношении ребенка. Много начинаний и планов, которые не доводятся до конца и не осуществляются. Положительное качество: трудолюбие.

График форм проявления социально-педагогической запущенности

Результаты, полученные в ходе исследования, свидетельствует о наличии прямой зависимости ущербного развития личности ребенка от взаимоотношений, сложившихся в семье. Такими как: неблагоприятная эмоциональная атмосфера (родители не только равнодушны, но и грубы, неуважительны по отношению к своим детям); отсутствие эмоциональных контактов между членами семьи, безразличие к потребностям ребенка при внешнем благополучии отношений; нездоровая нравственная атмосфера (ребенку прививаются социально нежелательные интересы и потребности).

Для преодоления перечисленных негативных явлений необходимо проводить коррекционные мероприятия.

Психолого-педагогическая коррекция — совокупность специальных психолого-педагогических воздействий на личность запущенного ребенка с целью его восстановления в качестве субъекта общения, деятельности и самосознания [1, с. 117].

Средства коррекции социально-педагогической запущенности разнообразны по объекту, предмету, цели и содержанию. Их целесообразное сочетание в практической деятельности педагогов и психологов, направленность на преодоление недостатков развития (гармонизацию) личности ребенка, улучшение условий его обучения и воспитания (изменение социально-педагогической ситуации развития) дают положительные результаты.

Тушминская Л.А.

Литература

Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. — М.: ТЦ «Сфера», 1996. — 240 с.