Психология

Влияние игры на развитие мотивационно-потребностной сферы

В настоящее время психологи столкнулись с проблемой недоразвития сюжетно- ролевой игры в ДОУ. Многие учреждения игнорируют деятельность дошкольников и предпочитают выполнять, как основную, функцию подготовки детей к школьному обучению. При этом роль сюжетно-ролевой игры в развитии ребенка недооценивается. Педагогов и родителей приходится убеждать в ее ценности и необходимости.

Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важнейших средств воспитания детей. В различных педагогических системах игре придавалась разная роль, но ни одной системы, в которой в той или иной мере не отводилось бы место игре. Такое особое место игры в различных системах воспитания, видимо, определилось тем, что игра в чем-то созвучна природе ребенка. Мы знаем, что она созвучна не биологической, а социальной природе ребенка, чрезвычайно рано возникающей у него потребности в общении со взрослыми, превращающейся в тенденцию жить общей жизнью со взрослыми. В отношении младших возрастов еще, до сих пор в большинстве стран мира воспитание детей до их поступления в школу является частным делом семьи. В условиях господства семейного воспитания есть только два вида деятельности, которые оказывают влияние на процессы развития ребенка. Это, во-первых, разнообразные формы труда в семье, во-вторых, игра в ее самых разнообразных формах. Труд все более и более вытесняется из жизни современной семьи. Игра как все, что не является трудом, в совершенно нерасчлененной форме становится основной формой жизни ребенка, всеобщей и единственной спонтанно возникающей формой воспитания детей. Замкнутый круг семьи и семейных отношений, живущих в пределах своей детской ребенок отражает в играх главным образом эти отношения и те функции, которые осуществляют отдельные члены семьи по отношению к нему и друг другу. Исследования значения игры для психического развития и формирования личности очень затруднено. Приходится поэтому пользоваться, с одной стороны, чисто теоретическим анализом, и, с другой стороны, сравнением поведения детей в игре с их поведением в других видах деятельности.

Игра и развитие мотивационно-потребностной сферы

Главнейшим, хотя до последнего времени и недостаточно оцененным, является значение игры для развития мотивационно-потребностной сферы ребенка. Л.С. Выготский был несомненно прав, когда на первый план выдвигал проблему мотивов и потребностей как центральную для понимания самого возникновения ролевой игры. Он указал на проблему противоречия между рождающимися новыми желаниями и тенденцией к их реализации, которая не может быть осуществлена. А.Н. Леонтьев предложил гипотетическое решение этого вопроса. По мысли А.Н. Леонтьева, суть дела заключается в том, что «предметный мир, осознаваемый ребенком, все более расширяется для него. В этот мир входят уже не только предметы, окружающие ребенка, предметы с которыми может действовать и действует сам ребенок, но это также и предметы действия взрослых, с которыми ребенок еще не в состоянии фактически действовать, которые для него еще физически недоступны». Для ребенка на этой ступени его психического развития, — продолжает А.Н.. Леонтьев, – еще не существует отвлеченной теоретической деятельности, отвлеченного созерцательного познания, и поэтому сознание выступает у него прежде всего в форме действия. В свете фактов, изложенных в исследованиях Ф.И. Фрадкиной и Л.С. Славиной процесс идет несколько иначе. Само расширение круга предметов, с которыми ребенок хочет действовать самостоятельно, является вторичным. В его основе лежит, «открытие ребенком нового мира, мира взрослых с их деятельностью, их функциями, их отношениями. Этот мир, был заслонен для ребенка предметными действиями, которыми он овладел под руководством и с помощью взрослого, но не замечая взрослых».

Основной парадокс при переходе от предметной игры и ролевой заключается в том, что непосредственно в предметном окружении детей в момент этого перехода существенного изменения может и не произойти. У ребенка были и остались все те же игрушки – куклы, автомобильчики, кубики и т.п. Действия на первых этапах развития ролевой игры также существенно не меняются и со стороны они прежние. Только теперь каждому предмету дана роль ребенком, а действием он показывает отношение к этим предметам. Ребенок на границе перехода от предметной к ролевой игре еще не знает ни общественных отношений взрослых, ни общественных функций взрослых, ни общественного смысла их деятельности. Он действует в направлении своего желания, объективно ставит себя в положение взрослого, при этом происходит эмоционально- действенная ориентация в отношениях взрослых и смыслах их деятельности. Здесь интеллект следует за эмоционально-действенным К этому следует добавить еще одну особенность ролевой игры. Ведь ребенок, сколь эмоционально не входил бы в роль взрослого, все же чувствует себя ребенком. Он смотрит на себя через роль, которую он на себя взял, то есть через взрослого человека: эмоционально сопоставляет себя со взрослым и обнаруживает, что он еще не взрослый. Отсюда возникает новый мотив – стать взрослым и реально осуществлять его функции. Л.И Ботович показала, что к концу дошкольного возраста у ребенка возникают новые мотивы. Эти мотивы приобретают конкретную форму желания поступить в школу и начать осуществлять серьезную общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность. Для ребенка это и есть путь к взрослости

Игра же выступает как деятельность, имеющая важнейшее отношение к потребностной сфере ребенка. В ней происходит первичная эмоционально-действенная ориентация в смыслах человеческой деятельности, возникает сознание своего ограниченного места в системе отношений взрослых и потребность быть взрослым. Тенденции, лежащие в основе возникновения игры, в действительности являются результатом развития в дошкольном возрасте, и особое значение при этом имеет ролевая игра.

О.Ю. Панова