Противоречивость современного этапа развития находит свое отражение в обострении экологической проблемы с одной стороны, и растущими потребностями общества, связанными с вовлечением дополнительных ресурсов – с другой. Поэтому остро стоит задача поиска компромисса, предполагающего сокращение экологической нагрузки, при увеличивающихся темпах научно-технического прогресса. Предпосылки для этого процесса уже есть. Утвердившаяся в последнее десятилетие концепция устойчивого развития предполагает тесную связь экономической и экологической политики.
Важность данного вопроса подтверждена в экологической доктрине РФ, одобренной распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. за № 1255-р, где говорится: «Устойчивое развитие РФ, высокое качество жизни и здоровья населения, а также национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды [1].
При этом следует подчеркнуть тот факт, что экологические проблемы выходят за национальные рамки, а их решение требует аккумуляции усилий всего мирового сообщества.
Интерес к данному вопросу на наднациональном уровне в рамках международной торговли обусловил создание в ВТО комитета по торговле и окружающей среде. В связи с этим открытая и недискриминационная международная торговая система может стать важным инструментом для сохранения и консервации природных ресурсов и обеспечения устойчивого развития.
Находясь на стыке национальной и мирохозяйственной сфер, внешнеэкономический (внешнеторговый) сектор взаимодействует как с национальной экономикой, так и с мирохозяйственной средой. По существу, речь идет о новой модели экономического развития (внешней торговли, в частности), соответствующей становлению глобальной экономике в начале третьего тысячелетия.
Международная торговля опосредует трансграничные потоки товаров и услуг, а также является двигателем мирового производства и оказывает существенное воздействие на окружающую среду. С одной стороны, через внешнеторговые каналы реализуется продукция, изъятие и переработка которой способствует обострению экологического кризиса, с другой – осуществляется перемещение по всему миру передовых экологических технологий, товаров и ноу-хау.
Уже на нынешнем этапе развития экспорт государств, проводящих экологическую политику, имеет тенденцию к росту, не в последнюю очередь благодаря увеличению доли экологических товаров и услуг.
Как показывают проведенные исследования, привлекательными в качестве объектов инвестиций оказываются отрасли, подпадающие под наиболее жесткое экологическое регулирование. И как пишет Н. Пискулова, есть все основания полагать, что в дальнейшем эти тенденции будут только усиливаться, поэтому экологический фактор должен стать одним из важнейших при разработке стратегии повышения конкурентоспособности России [2].
Таким образом, экологический фактор на современном этапе становится важной предпосылкой формирования внешнеторговой политики, с учетом которой, в свою очередь, происходят существенные изменения в структуре национальной экономики, формируются новые отрасли, внедряются передовые ресурсосберегающие технологии.
В свете вышеизложенного, на внешнеторговый сектор возложена задача нахождения оптимального соотношения между производством, торговлей и нагрузкой на природные ресурсы, а также формирования мер избирательности в отношении торговли теми товарами, которые в большей степени связаны с нарушением экологических норм. В связи с этим особую актуальность приобретает поиск и анализ характера внешнеторговых моделей, способных принести процветание государству в рамках концепции устойчивого развития.
Н.В. Кретова
Литература
- Экологическая доктрина РФ // Вестн. экологического образования в России. – 2003. – № 1 (27). – С. 4.
- Пискулова Н. Экологическая политика, как фактор международной конкурентоспособности государств // Мировая экономика и международные отношения. – 2000. – № 7. – С. 48–53.