Тема: Влияние неблагоприятных семейных факторов на формирование суицидального поведения подростков
Страницы: 72
Содержание
Введение……………………………………………………………………..…3
Глава 1. Состояние проблемы суицида в подростковом возрасте в современной психолого-педагогической науке……………………………7
1.1. Суицид как социально-психологическая проблема общества и личности………………………………………………………………………..7
1.2. Пубертатный период – один из прогностических критериев социального риска……………………………………………………………16
1.3. Семейное воспитание – как суицигенный фактор современного социума…………………………………………………………………………24
1.4. Выводы………………….…………………………………………………29
Глава 2. Исследование влияния неблагоприятных семейных факторов на суицидальное поведение подростков………………………………………………….…………………..31
2.1. База и методы исследования……………………………………………31
2.2. Результаты исследования……………………………………………….34
2.3. Выводы…………………………………………………………………….42
Глава 3. Профилактика и коррекция суицидального поведения подростков……………………………………………………………………..43
3.1. Цели и задачи коррекционной работы………………………………..43
3.2. Рекомендации психологам и педагогам по работе с подростками…44
3.3. Выводы…………………………………………………………………….54
Заключение…………………………………………………………………….56
Список литературы…………………………………………………………..58
Приложение……………………………………………………………………64
Проблема суицида рассматривается как ведущая причина смерти во всём мире. Согласно мировой статистике, ежедневно 1200 жителей Земли ставят точку в своей жизни и ещё 7500 пытаются это сделать. Каждый год из жизни добровольно уходят почти полмиллиона землян. По данным исследований на протяжении последних лет среди населения нашей страны наблюдается настоящая эпидемия суицидов. В 2003 г., Россия заняла одно из первых мест в мире — 39 самоубийств в год на 100 тыс. населения. По данным ВОЗ, в 2006 году Россия сохранила первенство по количеству самоубийств — в различных регионах эта цифра колеблется от 60 до 80 человек на 100 тысяч населения [51,45].
Региональная статистика самоубийств свидетельствует о том, что на юге и северо-востоке Сибири (республика Бурятия и Алтай, Читинская область, Чукотский автономный округ) смертность колеблется от 104 до 154 на 100 тысяч населения, превышая, таким образом, смертность в Европейских странах в 3-5 раз, в странах ЕС – в 5-7 раз[8].
При этом особенно бросается в глаза тот факт, что возрастная структура покушавшихся на свою жизнь свидетельствует о пике среди молодежи до 20 лет.
Заметна явная тенденция к «омоложению» суицида: в таких крупных городах, как Москва, Санкт- Петербург и другие, увеличение случаев подросткового суицида проявляется особенно значительно (в Петербурге лишь за девять месяцев 2004 года совершили суицидальные попытки 619 подростков; почти в полтора раза больше, чем за тот же период 2003 года).
В целом по России число самоубийств у детей составило 2795, и эта цифра постоянно растёт. В Иркутске общее количество суицидов в два раза превысило статистику по стране. Так, например, за 1 полугодие 2006 года в токсикоцентре возвращено к жизни 179 подростков, это на 27% больше, чем за 1 полугодие 2005 года[8].
При этом статистика детей-суицидентов не учитывает так называемые «скрытые» суициды — дети поступают в больницу с травмами, ранениями, отравлениями, ожогами, и эти случаи получают статус «несчастных», в то время как являются попыткой суицида. Причём это вполне нормальные дети (среди общего числа совершающих суициды лишь 20 % детей, которые относятся к группе психически больных, остальные 80% психически здоровы).
Важную роль в стимуляции всех видов суицидального поведения играют социально-психологические факторы. Среди социально-психологических факторов на первое место выдвигается семейная дезорганизация — 51 %, на втором месте «сексуальные» проблемы -24 %, на третьем месте — «школьные» проблемы — 16 %, и на четвёртом — угроза наказания 9 %.
Точка зрения, о том, что семейное воспитание и любое неблагополучие в семье, повышают риск обращения подростка к суициду, на наш взгляд, является недостаточно изученной. Все вышеизложенное и определило выбор темы исследования.
Целью данной работы является: изучение влияния неблагоприятных семейных факторов на суицидальное поведение подростков.
В связи с поставленной целью, были намечены следующие задачи:
1. Изучить состояние проблемы суицидального поведения подростков, влияние на него семейных факторов, особенности подросткового возраста в психолого- педагогической литературе.
2. Провести исследование особенностей семейного воспитания подростков-суицидентов и их взаимоотношения в семье.
3. Провести обработку и анализ результатов исследования.
4. На основе анализа проблемы, разработать программу по профилактике и коррекции суицидального поведения у подростков.
Гипотеза. При организации исследования мы исходили из предположения о том, что неблагоприятные семейные факторы могут являться предрасполагающими в формировании суицидального поведения подростков. При этом мы приняли допущение о том, что неблагоприятные семейные факторы включают в себя: строгое родительское наказание, авторитарную гиперсоциализацию и отвержение родителями подростка.
Объект исследования: суицидальное поведение как психологический феномен.
Предмет исследования: влияние неблагоприятных семейных факторов на суицидальное поведение подростков.
Методологической основой исследования явились положения общей, социальной и клинической психологии о причинах возникновения суциидальных попыток у детей подросткового возраста, представления З.Фрейда, К. Меннингера, В. Франкла, К, Роджерса и др. о проблемах суицида, представление о семейном воспитании, и его влияния на возникновение суицидальных попыток у детей подросткового возраста.
Методы исследования. В качестве основного метода был использован: метод анализа амбулаторных карт, наблюдение, беседа, тестирование. Тестирование осуществлялось с помощью следующих методик: методика «Информометрия», проективная методика «Рисунок семьи», опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина.
База и этапы исследования. Исследование проводилось в течение 2007-2009 гг. на базе Городской Ивано-Матренинской детской клинической больницы в отделении острых отравлений. Психологическим обследованием было охвачено 199 человек. Все испытуемые, в возрасте 14-16 лет. Исследование включало в себя три этапа. На первом этапе был проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. На втором этапе проводился диагностический срез. На третьем этапе была разработана программа, направленная на предупреждение суицидального поведения подростков.
Достоверность результатов и выводов обеспечивалась использованием апробированных методов исследования, взаимопроверкой результатов, полученных по разным методикам, комплексным применением валидных, надежных диагностических методик. Расчет статистических показателей производился с помощью табличного и графического метода представления первичных результатов. Для установления взаимосвязи между полученными в исследовании результатами применялся метод линейной корреляции Пирсона и t-критерий Стъюдента.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных данных в системе психопрофилактических, и психокоррекционных мероприятий, обеспечивающих ограничение и распространение самоубийств среди подростков, в умении предупреждать их.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, приложения. В тексте имеется 9 рисунков. Список литературы содержит 80 источников. Общий объем работы 72 страницы.