Дипломная работа по психологии

Влияние профориентационного консультирования на выбор профессии подростками

Тема: ВЛИЯНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ НА ВЫБОР ПРОФЕССИИ ПОДРОСТКАМИ

Страницы: 67

СОДЕРЖАНИЕ
Введе-ние………………………………………………………………..……………3
Глава I. Теоретические основы профессиональной ориентации под-рост-ков.…………………………………………………………………………………8
§1. Профессиональная ориентация как социально-экономическая по-требность обще-ства………………………………………..……………………………..8
§ 2. Возрастные особенности формирования личности подрост-ка………….16
§3. Мотивы выбора профес-сии………………………….……………………29
Глава II. Содержание, методы и социально-педагогические условия профориентационного консультирова-ния……………………………………..45
§1. Структура профориентационной рабо-ты…………………….…………..45
§2. Профессиональная консульта-ция…………….…………………….…….55
Заключе-ние…………………………………………………………………………60
Список литерату-ры………………………………………………..……………..61
Приложение

Профессиональная ориентация — это целостная система, состоящая из взаимосвязанных компонентов, объединённых общностью цели и един-ством управления: профессиональное просвещение; развитие интересов, склонностей школьников в различных видах деятельности — игровой, позна-вательной, трудовой (профессиональная активизация); профессиональная психодиагностика; профессиональная консультация; профессиональный отбор (подбор); профессиональная адаптация и профессиональное воспи-тание. [7, с.15]
Существование проблемы профессионального самоопределения связа-но с противоречием между системой внешних стимулов, характеризую-щих современную практику работы школ и системой реально действу-ющих мотивов старшеклассников. [2, с.5]
Главное в формировании мотивационной сферы школьников не в том, что они формально овладели моральными ценностями, заключён-ными в требованиях общества, нормах и правилах поведения и т.п., а в осознании этих требований, норм и правил, образовании на их осно-ве индивидуальной убеждённости, обеспечивающей социальную актив-ность, деятельную позицию каждого школьника по отношению к своему будущему. Итак, только наличие сформированной потребности в овла-дении конкретной предметной деятельностью, конкретным видом труда делает выбор профессии мотивированным и образует механизм созна-тельного выбора профессии. [17, с.13]
В исследованиях и практических разработках по профориентации с середины прошлого века до наших дней, особенности человека харак-теризовались исходя из требований профессии, а не из природы инди-видуальности: обладает ли человек тем мышлением, которое нужно профессии, тем вниманием и памятью, моторикой, скоростью реакции. То есть отношение “человек — профессия” анализировалась только в направлении от профессии к человеку; на этом строились отбор и про-фессиональная тренировка. Понятия и термины, которые характеризова-ли бы индивидуальные особенности, как природные, так и приобретён-ные человеком до вступления в данную профессию и независимо от неё, популярностью не пользовались.
Выбор профессии долгое время рассматривался как поиск соответ-ствия между требованиями профессии и индивидуальностью. Такой под-ход стали называть “диагностическим” и отнесли к разряду директив-ных форм профконсультации и профориентации. [28, c.138]
При этом полностью игнорировался тот факт, что мир профессий чрезвычайно динамичен, изменчив, и требования, предъявляемые или к человеку, неуклонно меняются. И, наряду с этим, сама индивидуальность человека так же рассматривается, как нечто застывшее и неизменное, раз и навсегда заданное и связанное с профессиональными требованиями. [28, с.139]
В настоящее время экономической и политической нестабильности в обществе, человек вынужден полагаться на самого себя, необходимо быть мобильным и гибким, способным быстро и правильно ориентиро-ваться в общем характере любой специальности и определять свою пригодность к ней. Незнание содержания профессиональной деятельно-сти и соответственно неудовлетворённость полученной специальностью, в свою очередь, является одной из причин текучести кадров, низкой про-изводительности труда, смены трудовой деятельности.
Осознанный выбор профессии влияет на дальнейшую жизнь, опреде-ляет успешность самореализации, социализации, карьерного и професси-онального роста. Необходимость организации эффективного профессио-нального консультирования направленного на помощь подростку в осо-знанном выборе профессии, отвечающей общественным и личностным требованиям, делает эту проблему актуальной.
Профессиональная ориентация учащихся была и остаётся важной за-дачей школы. На деле всё обстоит иначе. Профориентационная работа если и проводится, то чаще всего от случая к случаю. Ликвидированы кабинеты профориентации, распались связи с предприятиями. В резуль-тате неграмотной профконсультационной работы или отсутствия таковой вообще, профессиональное самоопределение выпускников школ проис-ходит зачастую стихийно.
Основное противоречие состоит в том, что несмотря на то, что во-прос профориентации изучен достаточно подробно, существует множе-ство методик по выявлению способностей к той или иной профессии, зачастую профориентационная и профконсультационная работа осу-ществляется в отрыве от реальной потребности в рабочей силе и не способствует развитию навыков самостоятельного выбора профессии. Это противоречие обусловлено недостаточной обеспеченностью педаго-гической практики: нормативными документами; методической литерату-рой; обменом конкретным опытом профориентационной работы.
Наличие данного противоречия определяет цель работы:
изучение влияния профессионального консультирования на выбор под-ростками профессии.
Объект — процесс профориентационной работы с подростками.
Предмет — содержание, методы и условия профессионального кон-сультирования, направленного на выбор профессии подростками.
Гипотеза исследования. Профориентационная работа с подростками будет эффективнее, если:
— определить, выявить оптимальные социально-педагогические условия для самостоятельного профессионального выбора подростков;
— организовать консультационное воздействие, направленное на под-держку подростка в выборе профессии;
— оказать помощь подростку в ознакомлении со своими способностями, возможностями и в постановке реальных целей в выборе профессии с использованием принципа мотивационного обеспечения.
Задачи исследования:
— изучить научные и теоретические основы профориентирования;
— охарактеризовать возрастные особенности старшеклассников и их вза-имосвязь и влияние на выбор подростками профессии, а так же дать определение основным характеристикам влияющим на выбор профессии: цели и идеалы, временная перспектива, специфика целеполагания, воля, самоопределение, самооценка, жизненные планы.
— рассмотреть особенности формирования мотивационной сферы лично-сти, потребностей, мотивов и целей, а также определить мотивы выбора профессии;
— описать структуру профориентационного консультирования и профес-сиональной диагностики;
— исследовать влияние профориентационного консультирования на вы-бор подростками профессии.
Методологические основы исследования составили:
— социально-экономические, теоретические и научные подходы к про-фориентации (Калугин Н.И., Крупская Н.К., Луначарский А.В., Максимов В.Г., Сазонов А.Д., Симоненко В.Д., Шацкий С.Т.);
— личностно-ориентированный подход, рассматривающий взаимосвязь возрастных особенностей с выбором профессии подростком (Абрамова Г.С., Божович Л.И., Воробьёва А.И., Кон И.С., Немов Р.С., Обухова Л.Ф., Петровский В.А., Фельдштейн Д.И. и др.);
— этапно-уровневый подход к формированию мотивационной структуры ребёнка и формированию мотивов профориентации (Ахметжанова Г.В., Купцов И.И., Леонтьев А.Н., Максимов В.Г., Мудрик А.В., Немов Р.С., Павлютенков Е.М., Реан А.А., . Чирков В.И и др.);
— системный подход в решении проблемы профориентации (Захаров Н.Н., Сазонов А.Д., Симоненко В.Д.).
Для решения поставленных в исследовании задач использованы сле-дующие методы:
— теоретические: междисциплинарный анализ и синтез методологической, педагогической, психологической литературы по вопросам профессио-нальной ориентации подростков, инструкций и методических рекоменда-ций по проблемам исследования;
— эмпирические: анкетирование, интервью, тестирование, методы профес-сионального консультирования;
— статистические методы обработки экспериментальных данных, графи
ческое представление результатов.
Научная новизна исследования: выделены и экспериментально со-зданы эффективные социально-педагогические условия для подростков в выборе профессии, определён комплекс методик, способствующий теоре-тической, практической готовности к выбору профессии старшеклассни-ками, доказана возможность и необходимость влияния профессионально-го ориентирования для подготовки старшеклассников в выборе профес-сии.
Практическая значимость работы состоит в том, что: организовано на практике профессиональное консультирование направленное на по-мощь подростку в самоопределении при выборе профессии и рассмот-рено его влияние на постановку реальных целей и осознание подрост-ком своих способностей для освоения профессии. оптимальные социаль-но-педагогические условия для самостоятельного решения проблем про-фориентации подросткам; организованно активизирующее консультаци-онное воздействие.
Опытно-экспериментальная база исследования: средняя общеобра-зовательная школа №3 г. Кинеля.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.