Дипломная работа по психологии

Влияние семейного воспитания на проявление агрессивного поведения у детей в подростковом возрасте

Тема: ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Страницы: 110

Подростковый возраст — это время, когда человек впервые задумывается над жизненно важными для себя вопросами: о смысле жизни, о своем месте в ней. С наступлением подросткового возраста создается ситуация, когда представление о том, что есть «Я», перестает быть самоочевидным. Подросток как бы заново познает себя, определяет свои возможности.
В нашем обществе имеется серьезный недостаток положительного воздействия на подрастающее поколение. Тем более, что качественные изменения общества сопровождаются, как правило, и деформацией семьи, которая не выполняет таких важных функций, как формирование у детей чувства психологического комфорта и защищенности. Нередко имеет место жестокое обращение с подростками, связанное с разными видами наказаний, в том числе физическими.
Подобные дефекты воспитания, сложные физиологические изменения в организме подростка (половое созревание), разный темп физического и духовного развития, разная степень социальной зрелости, все это отражается на психическом состоянии детей и приводит к определенным типам характера и как следствие, к непредсказуемости их поступков, к отклоняющемуся от нормы поведению, связанному с агрессивными реакциями.
Несмотря на то, что подростковый возраст — период эмансипации от родителей, тем не менее, семья во многом предопределяет поведение детей и способствует ему. Роль семьи в формировании развития агрессивного поведения у подростка особенно заметна. Этот возраст считается трудным для воспитания, т.к. у подростков нередко наблюдаются проявления отдельных элементов агрессии: грубости, упрямства, непослушания, раздражительности, эгоизма и бессердечия. Все это иногда ставит родителей в тупик, искренне недоумевающих, чем это вызвано и как на это реагировать, как предупреждать подобные проявления и воспрепятствовать формированию негативных форм поведения.
Следует отметить, что проявления отдельных элементов агрессии не является неизбежными спутниками подросткового возраста. В дружных семьях, в которых установлены доброжелательные отношения, где требования, предъявляемые к детям, сочетаются с уважением к ним. Неблагоприятные же взаимоотношения в родительской семье могут привести к ущербному развитию потребностно-мотивационной сферы подростка, низкому самоуважению, недоверию к окружающим, психической травматизации подростка, а так же к развитию агрессивного поведения.
Таким образом, проблема изучения роли семьи в возникновении агрессивного поведения у подростков является актуальной.
Цель настоящей работы — изучить влияние семейного воспитания на проявление агрессивного поведения у подростков.
Объект исследования – стили семейного воспитания старших подростков.
Предмет исследования — влияние семейного воспитания на агрессивное поведение старших подростков.
Рабочая гипотеза — агрессивное поведение старших подростков может быть обусловлено семейным воспитанием.
Задачи исследования:
— обзор литературы по исследуемой проблеме;
— подбор методов и методик исследования;
— изучение стилей семейного воспитания;
— изучение особенностей агрессивного поведения у испытуемых подростков;
— психолого-педагогические рекомендации и возможные пути коррекции выявленных нарушений.
Методологической основой настоящего исследования являются основные положения возрастной и педагогической психологии, представленные в работах отечественных и зарубежных психологов: Эльконина Д.Б., Рубенштейна С.Я., Выготского Л.С., Семенюк Л.М., Бандура А., Волтерс Р., Фрейд 3., Эриксон Э., Басе А., Лоренс К. и др.
В работе использованы следующие методы: наблюдение, беседа, опрос и тестирование; а так же ряд методик: «Кинетический рисунок семьи», «Опросник родительского отношения», «Опросник Басса-Дарки», «Hand-тест», «Несуществующее животное».
Практическая значимость работы состоит в том, что были изучены семьи испытуемых подростков, на каждого ребенка был составлен психологических портрет в результате проведенных исследований, выявлены формы агрессии и предложены возможные пути коррекции, а так же даны психолого-педагогические рекомендации родителям, направленные на снижение агрессивного поведения у подростков. Кроме того, учащимся были предложены различные психотехнические упражнение для развития положительных черт личности и позитивных сторон характера.
Данная работа включает в себя: введение, три главы, выводы по каждой главе, заключение, список литературы и приложения.
Исследование проводилось на базе МОУ средней общеобразовательной школы № 35 города Иркутска. В исследовании приняло участие 32 учащихся (16 подростков, и 16 девушек) в возрасте 14-15 лет.