Психология

Влияние телевидения на проявления агрессивности у подростков

Просмотрев сетку вещания было обнаружено, что две из каждых трех программ содержат сюжеты насилия («действия физического принуждения, сопровождающиеся угрозой избиения или убийства»}. К чему это ведет? К моменту окончания средней школы ребенок просматривает по телевидению около 8000 сцен с убийствами и 100000 других действий с применением насилия. Подготавливает ли телепоказ криминальных сюжетов к воспроизведению тех моделей поведения, которые в них изображаются ? Или зритель, замещено участие в агрессивных действиях, освобождаются то агрессивной энергии.

Последняя гипотеза, являясь вариацией катарсиса, утверждает. Что просматривание драмы, содержание насилия, помогает людям высвободить загнанную внутрь агрессию. Защитники массовой культуры часто ссылаются на эту теорию и напоминают нам, что насилие появилось раньше телевидения. Согласно этой теории агрессивное побуждение ослабляется, когда индивидуум «высвобождает» агрессивную энергию либо посредством агрессивного действия, либо за счет проигрывания воображаемой агрессии.

С начала эры телевидения количество преступлений, связанных с насилием, стало увеличиваться в несколько раз быстрее, чем численность населения. Защитники же утверждают, что эпидемия насилия является результатом действия многих факторов. Споры продолжаются до сих пор.

Взаимосвязь между просмотром телевизионных программ и поведением. Чем больше насилия в передачи, тем более агрессивен ребенок. Это связь умеренно выраженная, но она постепенно обнаруживается в различных странах.

Итак, можно ли сделать вывод, что телевидение дает обильную пищу для агрессии? Изучая мальчиков, ученные сделали вывод, что в отличие от тех из них, кто смотрел незначительное количество передач, содержащих сцены жестокости, смотревшие их в большем количестве, совершали почти в половину больше правонарушений в течение контрольного периода. Это дало основание полагать, что у «заядлых телеманов» отклонение в поведении действительно происходит благодаря влиянию телевидения.

Ученые обнаружили, что тридцатилетние мужчины, которые в детском возрасте смотрели много «крутых» телепередач, с большей вероятностью совершали серьезные преступления. Но и это еще не все. Везде и всегда с появлением телевидения возрастает количество убийств.

Просмотр фильмов содержащих антисоциальные сцены тесно связан с антисоциальным поведением. Это влияние является не очень сильным, фактически иногда оно настолько умеренное, что некоторые критики сомневаются в его существовании. Более того, агрессия в экспериментах скорее находиться на уровне толкания друг друга, оскорбительного замечания. Но нельзя не прийти к выводу, что наблюдения сцен насилия повышает общий уровень насилия. Скорее речь идет о том, что телевидение является одной из причин.

Иногда подростки отождествляют себя с теле — героями, что также влияет на силу их впечатлений от увиденного на экране. Отождествляя себя с одним из персонажей, они, по сути, воображают себя этим человеком. Как следствие, люди эмоционально реагируют на все, что бы ни случилось и их персонажем. Если герой — мальчик, который вступает в борьбу, они думают, что вмести с ним дерутся и стреляют в экранных врагов. Поскольку они представляют себя агрессивными, в них легко активизируется спектер агрессивных идей и склонностей.

Профессиональные боксерские бои наводят на мысли о насилии. Боксерские бои за чемпионский титул — хороший пример ненаказуемых агрессивных столкновений, санкционированных обществом. Бокс действительно может привести к агрессии и увеличению жестоких преступлений.

Спортивные соревнования призваны развлекать аудиторию, и какая-то часть подростков действительно получает удовольствие, следя за ними. Но так же встречаются подростки, которые, по-видимому, действительно черпают жестокие идеи из ТВ, сообщающих об агрессивных поединках, а кое-кто даже воплощает свои мысли в насильственных действиях.

Проведенные опросы среди подростков, показало, что «заядлые» зрители (четыре часа в день и более) чаще, чем балующиеся (два часа и менее), преувеличивали степень насилия, существующего окружающем мире, и опасались, что на них будет совершенно нападение.

Основные возрастные особенности развития подростка сводятся к формированию сознательного отношения к себе как к члену общества, формированию Я-концепции и желание самовыразиться, проявить индивидуальность. Он ищет пример для подражания и формы самовыражения в окружающем мире. К сожалению, средства массовой информации дают огромное количество примеров асоциального поведения, неадекватных форм проявления своего Я. Такое масштабное негативное воздействия СМИ на неокрепшие умы несомненно влияет на рост уровня подростковой преступности.

Волчкова Б.В.

Литература

  1. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль,- СПб.: прайм — ЕВРОЗНАК, 2001.
  2. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения.- СПб.: Речь, 2005. 445с.