Психология

Влияние типа семейного воспитания на появление страхов у ребенка

Проблема возникновения и сохранения различных страхов у детей и взрослых остается актуальной на протяжении многих лет психологической практики. Психологи и психиатры (Л.А. Петровская, Т.М. Мишина, А.С. Спиваковская и д.р.) подчеркивали, что одной из самых распространенных причин появления страхов и формирование детской тревожности является неправильное воспитание ребенка в семье.

Среди причин возникновения детских страхов и формирования патологических черт характера, а также невротических симптомов выделяют следующие:

  1. Социально-экономические факторы, влияющие на формирование детской тревожности: неудовлетворенность родителей своей работой, безработица или временная работа, также — низкий трудовой статус; низкий доход и постоянная нехватка денег; плохие жилищные условия; отсутствие социальной помощи, как от государства, так и от общественных организаций, которые оставляют семью наедине со своими проблемами; хронические стрессовые ситуации вызывают у родителей фрустрацию, беспомощность, определяющие психологический климат семьи.
  2. Факторы, обусловленные структурой семьи и типом родительского отношения к детям. Понятие «родительское отношение» указывает на взаимную связь принадлежность, зависимость родителя и ребенка. Родительское отношение включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке. Родительское отношение определяет:

Особенности восприятия ребенка;

Способ общения с ним;

Характер приемов взаимодействия.

В структуре родительского отношения выделяют эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. Понятия «родительская позиция» и «родительская установка» используются практически как синонимы понятия «родительское отношение».

А.Я. Варга и В.В. Столин под родительскими установками понимают «систему, или совокупность родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятия ребенка родителем и способов поведения с ним» [ 1, с. 19].

Существует множество классификаций стилей семейного воспитания.

Гарбузов В.И. выделил следующие типы неправильного воспитания, приводящего к ненормальному развитию личности ребенка:

  • Неприятие, эмоциональное отвержение ребенка. Отсутствие любви к ребенку. При этом типе воспитания взрослые не принимают индивидуальности ребенка, особенностей его характера. Родители способны отрицать в ребенке значимость его личности. Наиболее часто используемые реплики: «Ты ничего толком не можешь сделать», «Ты ни на что не годен», «Ты похож на своего (плохого) отца!» и т. п. Первичная причина такого поведения — нежелательный ребенок (брак из-за беременности, развод во время беременности).

Среди вторичных причин выделяются нежелательный пол; непохожесть на родителей; физический дефект; умственная неполноценность; похожесть на мужа, с которым развелась мать и многое д.р.

Такой тип воспитания чаще всего встречается в неблагополучных семьях с низкой нравственной культурой. Особого внимания заслуживают семьи, в которых дети материально обеспечены, но их эмоциональные потребности и душевные переживания игнорируются: ребенка никогда не ласкают, не ведут с ним задушевных бесед, не интересуются ни его огорчениями, ни обидами, ни успехами. Это свидетельствует об эмоциональном отвержении ребенка. Родители не только не любят своего ребенка, но и тяготятся им. Они воспринимают ребенка не приспособленным, плохим, неудачливым. Ребенок не получает одобрения, зато замечаются все его недочеты, делаются упреки и замечания. По большей части родитель испытывает к ребенку досаду и разочарование. Он не доверяет ребенку. Воспитание может подменяться жестким контролем, или же попустительским отношением (отстранением от своих обязанностей). Данный тип воспитания приводит к нарушению в психическом развитии личности ребенка. Такие дети нередко не уверены в себе, робкие, с пониженной самооценкой, испытывающие трудности в общении.

Неприятие матерью порождает у ребенка множество страхов, в том числе страх перед жизнью. Ребенок рано осознает свою ненужность, что его никто не любит, не сможет полюбить и, со временем, это может сделаться его внутренним убеждением. Такие дети вырастают либо жестокими и агрессивными, либо становятся несчастными людьми, ощущая себя нелюбимыми и ни на что не способными.

Непринятие — одна из причин возникновения невроза страха у детей.

  • Гиперсоциальное воспитание. Близко к непринятию, но здесь ребенок желанный, потому что взрослые стремятся «жить как все». Ребенка любят, но вся беда в очень сильной ориентации родителей на мнение социума. Здесь присущи элементы некоторой формальности в отношениях, недостаток эмоционального контакта, искренности и непосредственности в выражении чувств.

Родители воспитывают ребенка по определенной заданной программе, ориентируясь на окружение. Они предъявляют к ребенку завышенные требования, с которыми ему справиться бывает не по силам. Взрослый следит за успеваемостью ребенка в школе, очень требователен, не позволяет сделать ни малейшего промаха («Не дай Бог ты опять получишь двойку!», «Не будешь вести себя, как подобает…»). Причиной такого воспитания может быть неудовлетворенность с собственным положением, с желанием воплотить собственные нереализованные мечты в своем ребенке.

Завышенные требования родителей могут быть связанны и с другими причинами. Так, добившись высокого положения в обществе или материального благополучия, родители, не желая видеть в своем чаде «неудачника», заставляют того работать сверх меры. Также, не редкий случай, когда родители сами являются высоко требовательными, вследствие чего они воспринимают малейшую неудачу, как катастрофу, отчего и не позволяют ему сделать ни малейшего промаха. Ребенок лишен возможности учиться на собственных ошибках. Взрослые даже не подозревают, что таким поведением они вносят разлад в детские души.

Требования взрослых нередко приводят ребенка к тому, что он начинает испытывать страх не соответствовать ожиданиям окружающих, получить плохую оценку, наказания, страх сделать что-нибудь не так не то, осуждения, «быть не тем». У таких детей может наблюдаться низкая самооценка, повышенная тревожность, зависимость от чужого мнения. Со временем он привыкает «опускать руки», сдаваться без борьбы, даже в обычных ситуациях, или же постоянно бороться за право быть значимым, доказывать свою состоятельность. Если ребенок начинает понимать, что родители могут любить его только за что-то: за успехи, похвалу окружающих, что сам по себе он никакой ценности не представляет, у него возникает неуверенность, самоотрицание, пессимистическое отношение к жизни. Для такого ребенка так же характерны болезненная стеснительность, он не решается проявлять себя .возникает страх самовыражения.

  • Тревожно-мнительный тип воспитания (гиперопека). Это антипод непринятия. Ребенка любят, но любовь превращается в страх потери. Для этого типа воспитания характерны симбиотические отношения между взрослым и ребенком. Это характерно для единственных, поздних, ослабленных детей. Как правило, родители таких детей сами являются высоко тревожными (главным образом матери). Они стремятся уберечь своего ребенка от любых реальных и мнимых угроз его жизни и безопасности, формируя тем самым у него ощущение собственной беззащитности перед опасностями мира. В результате ребенка начинают тревожить вопросы о здоровье, смерти, появляется страх одиночества, потери близких и значимых людей, ощущение слабости и неуверенности в себе. У таких детей возникают проблемы при контактах со сверстниками. Следует отметить, что у ребенка формируется такая условно-рефлекторная реакция как «выученная беспомощность»- восприятие любых препятствий как непреодолимых. Ребенок перекладывает свою ответственность на родителей, да и родители сами готовы взять ее на себя.
  • Эгоцентрический тип воспитания. Воспитание по типу «кумир семьи». При этом типе воспитания ребенку навязывается представление о себе как о сверхценности, кумире, смысле жизни родителей. При этом интересы окружающих приносятся в жертву интересам ребенка. Ребенок не переносит малейшего лишения, он агрессивен, расторможен и неустойчив. Ребенок не приучен отвечать за свои поступки. Сверстники его не принимают. Отсюда возникает неуверенность в себе, которую он пытается компенсировать повышенной агрессивностью. Такой человек во взрослой жизни будет стремиться к постоянному самоутверждению любой ценой, и всегда будет ощущать, что окружающие его недооценивают, не любят, не понимают. Это внутренне глубоко несчастный домашний тиран.

Подтверждение данных теоретических посылок было получено в результате ряда исследований выпускников СИПЭУ (дипломные работы Н.Третьяковой, Е. Цой, А.Ягур и др.). В частности Н.Третья- кова провела работу в городе Нижнеудинске на базе средней общеобразовательной школы № 9. Было исследовано 100 человек: 50 детей младшего школьного возраста (3-и классы) и 50 родителей обследуемых детей.

Распределяемость детских страхов по методике А.И.Захарова была следующей: страхи детей младшего школьного возраста были распределены по трем местам в зависимости от преобладающего количества испытуемых с явно выраженными данными страхами.

Первое место занимают страх смерти родителей, потеря мамы, папы.

Второе место занимают страхи смерти, пожара, войны.

Третье место — страхи нападения, стихии, неожиданных резких звуков.

В ходе исследования были определены группы испытуемых с характерным для них уровнем страхов (см. таблицу 1.). На основании данной таблицы была построена круговая гистограмма (рис.1.).

Распределение групп испытуемых с характерным для них уровнем страхов

Из таблицы видно, что у детей младшего школьного возраста, согласно возрастной динамики страхов у детей, по Захарову А.И., преобладают страхи соответствующие их возрасту.

Распределение групп испытуемых с характерным для них уровнем страхов

При рассмотрении рисунков по проективной методике «Нарисуй свой страх» было выявлено, что дети в данном возрасте боятся смерти, вампиров, животных, пожара, транспорта, воды и высоты.

С помощью ассоциативной методики «Незаконченные предложения» на основании ответов детей был обнаружен ряд школьных страхов:

боязнь получить плохую оценку на уроке, отвечать у доски;

боязнь наказания со стороны родителей;

многие дети написали, что боятся своих маму или папу.

С помощью методики «Рисунок семьи» был выявлен внутрисемейный климат и то, как чувствует себя ребенок в кругу своей семьи. Оказалось, что 70% рисунков отражают благоприятный семейный климат, а остальные 30% — неблагоприятный.

В ходе исследования испытуемые (дети) были разделены на две группы: экспериментальную и контрольную. В экспериментальную группу вошел контингент детей, которые соответствуют высокому и среднему уровню страха, а в контрольную — низкому уровню страха.

Для установления взаимосвязи между нарушенными внутрисемейными отношениями и высоким уровнем страхов у детей был использован тест-опросник «Родительское отношение к детям» (А.Я. Варги, В.В. Столина)

Уровень распределения родительского отношения к детям по 5 шкалам между двумя сравнительными выборками оказался различным:

Четко видны различия между двумя группами по первой шкале «принятие — отвержение»: чем меньше показатель по этой шкале, тем принятие ребенка проявляется больше и наоборот. И этого следует, что «принятие» в контрольной группе намного меньше, чем в сравниваемой группе. В контрольной группе преобладает «принятие» ребенка: родители уважают индивидуальность ребенка, симпатизируют ему, заинтересованы в его делах и планах, высоко оценивают интеллектуальные способности ребенка. Но в то же время ребенок представляется родителям неприспособленным и открытым для чужих влияний, в связи с этим родители стараются оградить ребенка от трудности жизни и строго контролировать его действия. В таких семьях присутствует атмосфера любви и понимания. В экспериментальной же группе, наоборот, преобладает шкала «отвержения» ребенка. Высокий уровень «отвержения» может быть обусловлен, с одной стороны, значительным числом неблагополучных семей (особенно, во втором классе), с другой — возможно попустительским стилем воспитания ребенка в семье. Такие родители эмоционально не близки со своими детьми, не знают, что происходит с ребенком «внутри», считают его до сих пор маленьким, стараются инфантилизировать ребенка, негативно оценивать его личность.

Шкала «социально-желательный образ родительского отношения (кооперация)». У экспериментальной группы показатель по этой шкале почти в два раза меньше, чем у контрольной группы. Высокий показатель по этой шкале показывает, что родитель доверяет ребенку, высоко оценивает его способности, старается вести себя с ним на равных. Низкий же показатель по этой шкале говорит о том, что родитель представляет ребенка не приспособленным, не успешным, открытым для «дурных» влияний.

Шкала «симбиоз». Данные по этой шкале у двух сравниваемых выборок не очень различаются между собой. При высоком показателе по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком, или, по крайней мере, контролировать жизнь своего ребенка, потому что считают детей маленькими и беззащитными.

Шкала «авторитарная гиперсоциализация». Данные по этой шкале у двух сравниваемых групп мало различаются между собой. Высокий показатель по этой шкале говорит о том, что родители пытаются подменить воспитание ребенком жестким контролем его поведения и жизни.

Шкала « Инвалидизация, или маленький неудачник». Показатели по этой шкале у двух сравниваемых выборок различаются между собой. Высокий показатель по этой шкале говорит о том, у родителя имеются стремления инфантилизировать своего ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. У экспериментальной группы уровень эмоционального отвержения ребенка достаточно высок, у таких родителей преобладает тенденция инфантилизировать ребенка, негативно оценивать личности ребенка и его поступки, контролировать его поведение. Такие дети боятся разочаровать родителей, не оправдать их надежд, сделать что-то не так.

Таким образом, было доказано, что на страхи детей младшего школьного возраста оказывает существенное влияние тип воспитания в семье. Особенно неблагоприятны такие аспекты семейного воспитания, как отвержение ребенка и его инвалидизация. Они несут собой отрицательное, разрушительное, десоциализирующее влияние на формирование личности младшего школьника, в частности на его эмоционально-волевую сферу.

Ковалева Б.Б.

Литература

  1. Бодалев А.А., Столин В.В. Семья в психологической консультации. М. 1989.
  2. Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика консультации, тренинг. Ярославль: Академия развития, 20
  3. Соколов Р.Ю. Сказки и сказкотерапия. — Изд. 2-е, испр-ое и дополн-ое — М.: Независимая фирма «Класс»,