Дипломная работа по психологии

Влияние уровня субъективного одиночества на возникновение «Интернет-зависимости»

Тема: Влияние уровня субъективного одиночества на возникновение «Интернет-зависимости»

Страницы: 77

Введение 3
Глава 1. Проблема «Интернет-зависимости» в психологической литературе 8
1.1. Определение «Интернет-зависимости» 8
1.2. Причины возникновения «Интернет-зависимости» 9
1.3. Факторы влияющее на возникновение Интернет зависимости 17
1.4. Социально-психологические аспекты Интернет-зависимости 18
1.5 Предпосылки возникновения одиночества пользователей компьютерных сетей 20
1.6. Выводы 25
Глава 2. Влияние уровня субъективного одиночества на возникновение «Интернет-зависимости» 27
2.1. База и методы исследования 27
2.2. Результаты исследования и их обсуждение 31
2.3 Выводы 37
Глава 3. Программа, способствующая снижению уровня субъективного одиночества 40
3.1. Цели и задачи программы 40
Рекомендации психологу: 54
Заключение 55
Список литературы 56
Приложение 1 59
«Потребность в поисках ощущений» методика 59
Приложение 2 63
Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д.Рассела и М.Фергюсона. 63
Приложение 3 65
Методика «Копинг-стратегии преодоления стресса» 65
Приложение 4 71
Тест на Интернет-зависимость 71

Важно отметить, что информатизация и компьютеризация в современном обществе приобретают все больший размах. Компьютеры входят во все новые и новые области человеческой практики, трансформируя при этом не только отдельные действия, но и человеческую деятельность в целом, оказывая влияние на все психические процессы. При взаимодействии человека с новыми информационными технологиями (компьютерами, программным обеспечением, новыми видами средств массовой информации) происходит опосредствование деятельности новыми знаковыми системами и средствами.
Большое количество психологических исследований было проведено в рамках проблематики освоения человеком новых технологий. Так, были изучены феномены потребности в «общении» с компьютером при работе пользователя и особенности такого общения, например, потребность в антропоморфном интерфейсе и эмоционально окрашенной лексике, феномен персонификации компьютера, а также различные формы компьютерной тревожности. В более поздних работах на данную тему эти феномены были отнесены к проявлению тенденции субъекта к неосознаваемому уподоблению себя компьютеру, сравнению собственных интеллектуальных способностей и возможностей системы.
Вторая сторона взаимодействия человека с компьютером — проблема психологических последствий информатизации заслуживает не меньше внимания. Указания на негативные последствия применения информационных технологий можно найти и в письме Министерства образования РФ «Об информационной культуре», в котором говорится об опасности аутизации детей и подростков в результате чрезмерного увлечения информационными технологиями. Однако, это не единственный вариант такого негативного влияния компьютеризации — такого рода последствий информатизации имеется достаточно много.
Актуальность темы. В настоящее время актуальность исследования проблемы «Интернет-зависимости» становится все более очевидной в связи с ростом количества Интернет-пользователей в России и в мире. В этой области исследования носят все больше пилотный характер, и определяются слабой изученностью нехимических поведенческих зависимостей. Все чаще в средствах массовой информации возникают сообщения о том, что люди теряют связь с реальным миром в связи с чрезмерным увлечением «виртуальной реальностью, возникает другой мир. И люди создавшие его зачастую становятся жертвами «виртуального мира» но поступки, которые они совершают, они совершают в реальном мире. Неопределенность социальных норм, разнообразие сред общения и видов деятельности в Интернете делают Интернет-коммуникацию удобным объектом для изучения психологических факторов в неопределенной среде в целом.
Изучение психологических и социальных аспектов взаимодействия человека и компьютера, а так — же поиск эффективных методов применения информационных технологий приобретают особую актуальность в настоящее время.
Интернет-зависимость (уход в виртуальную реальность) можно рассматривать как способ компенсации трудностей в социально-психологической адаптации к реальному социуму.
Актуальность исследования психологических факторов, способствующих формированию Интернет-зависимости, определяется тем фактом, что неуклонно растет число лиц с «Интернет-аддикцией».
Цель исследования ─ изучить влияние уровня субъективного одиночества на возникновение «Интернет-зависимости» пользователей районных сетей города Иркутска.
Объект исследования – интернет-зависимость.

Предмет исследования — влияние уровня субъективного одиночества на формирование «Интернет-зависимости» пользователей районных сетей города Иркутска.
Гипотеза исследования. При проведении исследования мы исходили из положения о том, что лица с высоким уровнем Интернет-зависимости имеют высокий уровень субъективного одиночества.
В соответствии с поставленной целью и гипотезой были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить особенности формирования «Интернет-зависимости».
2. Дать анализ социально-психологических характеристик лиц, предрасположенных к формированию «Интернет-зависимости».

Методологической основой исследования явились разработанные в отечественной и зарубежной психологии материалы. Мы, так же опирались на некоторые теоретические положения Ю.А. Александровского, В.Г., Анохина, В.П. Асеева, Г.А Балла, С.А. Беличевой, М.А. Беребина, Л.И. Вассермана, В.Е. Кагана, П.К. Казначеева, И.А. Коробейникова, Н.И Косенкова, В.И. Медведева, И.П. Павлова, Е.В. Турковой, А.А. Ухтомского, В.Р. Цылева и других авторов о механизмах и факторах процессов адаптации и дезадаптации. А так же Буровой В. А., Голдберга А, Войскунского А.Е., Жичкиной А. Е., Извозчикова В.А., Соколовой Г.Ю, Тумалевой Е.А., Янг К. о таких последствиях применения компьютерных технологий как Интернет-зависимость.

Методы исследования: На разных этапах работы и при решении отдельных задач, поставленных в исследовании, использовался широкий набор методов: теоретический анализ литературных источников, наблюдение, опрос, количественный анализ результатов исследования. Для проведения тестирования были использованы следующие методики: методика диагностики потребности в поисках ощущений М.Цукермана; методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона, методика изучения стратегий преодоления жизненных проблем Д.Амирхан, тест Кимберли Янг «Интернет-зависимость».

База и этапы исследования: Исследование проводилось в течение 2005 по 2009 год на базе районных компьютерных сетей elcity.ru (г. Иркутск) и irklan.ru (г. Иркутск). На первом этапе 2005-2006 был проведен отбор пользователей сети для участия в нашем исследовании. На данном этапе количество пользователей было 124 человека, после разъяснения сути проводимых опросов количество испытуемых сократилось до 82 человек. Были выведены за рамки проводимого исследования пользователи от 11 лет до 14 лет, в связи с не полученным согласием их родителей (15 человек), а так же было выведено из состава испытуемых 9 человек, которые намеренно искажали представляемые ответы в связи с тем, что посчитали данное исследование розыгрышем. На втором этапе 2006-2008 был проведен первичный диагностический срез, проведено тестирование и получены первые материалы для обработки результатов. На данном этапе сформировалось окончательное число пользователей включенных в проводимое исследование 58 человек, из которых 29 человек мужчины и 29 человек женщины. На третьем этапе 2008-2009 проводился заключительный диагностический срез и обработка полученных результатов. В эксперименте принимали участие 58 человек, из них 50% (29 человек мужчины) и 50% (29 человек женщины). Средний возраст составил 31 год. Минимальный возраст испытуемых 19 лет, максимальный возраст – 39 лет. 25.9% (15 человек) и 48,2% (28 человек) имеют неоконченное и полное высшее образование соответственно, и 25,9 (15 человек) имеют средне-специальное образование.

Достоверность результатов и выводов: обеспечивалась использованием апробированных методов исследования, взаимопроверкой результатов, получаемых по разным методикам, комплексным применением валидных и надежных методик.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что были выявлены и проанализированы психологические особенности возникновения Интернет-зависимости.
Практическая значимость исследования состоит в том, что на основе материалов исследования разработана специальная программа для «Интернет-зависимых» лиц, направленная на гармоничное развитие межличностных отношений.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. В тексте имеется 4 таблицы, 5 рисунков. Общий объем работы 70 страниц.