Психология

Влияние занятий шейпингом на психическую устойчивость и физическую подготовленность подростков (девушки) с асоциальным поведением

В процессе развития и становления личности подростка, наряду с интенсивной морфофункциональной перестройкой организма нередко происходят изменения в психоэмоциональной сфере. Это может выражаться в неадекватности поведенческих реакций подростков на происходящие события, возникновении конфликтов с родителями, учителями, сверстниками.

Показателен тот факт, что подростки в возрасте 14–17 лет, составляющие всего 7 % населения страны, совершают более 14 % всех преступлений, около 20 % подростков относящихся к «группе риска» состоят на учете в органах МВД.

Только за пять месяцев 2004 г. удельный вес подростковой преступности в структуре правонарушений в Иркутске составил 11,5 %, что превышает средний российский показатель – 9,6 %. За указанный период в Иркутске выявлен 2751 ребенок, находящийся в социально опасном положении.

Вопросам профилактики асоциального и противоправного поведения средствами физической культуры и спорта посвящены многолетние исследования сотрудников и аспирантов сектора оздоровительной физической культуры и массового спорта ВНИИФКа. Авторами доказано, что привлечение подростков к регулярным занятиям физической культурой является фактором профилактики не только правонарушений, но и употребления психоактивных веществ.

Доказана возможность профилактической работы с трудновоспитуемыми учащимися во внешкольных учреждениях путем организации и проведения школьных и смешанных занятий физической культурой. Известно влияние занятий физическими упражнениями на перестройку мотивационной сферы, коррекцию личностных качеств. Вместе с тем, подобных работ на территории Иркутской области не проводилось.

В этой связи является актуальным изучение вопроса профилактики девиантного поведения среди подростков. В качестве частной задачи интересно изучить такую профилактическую меру как привлечение к регулярным занятиям шейпингом девушек с асоциальным поведением. В качестве исходных задач следует определить следующие:

1) изучение исходного уровня психического состояния, антропометрических показателей и физической подготовленности девушек;

2) оценка влияния занятий шейпингом на психофизиологическое состояние, антропометрические показатели и физическую подготовленность занимающихся.

3) повышение психической устойчивости и уровня физического развития девушек.

В целях реализации поставленных задач нами был проведен эксперимент, в котором приняли участие 23 девушки 8–9-х классов (13–15 лет) из социально неблагополучных семей, из которых 8 состояли на учете в органах МВД.

Учебно-тренировочные занятия проводились два раза в неделю во внеурочное время, по одному часу каждое занятие. Основу содержания экспериментальных уроков составила модифицированная методика проведения занятий по шейпингу для лиц раннего подросткового возраста.

Тестирование девушек, занятых в экспериментальных исследованиях, осуществлялось дважды – в начале и конце учебного года. Среди тестов нами были выбраны наиболее популярные, которые показали свою надежность на протяжении многолетнего использования при массовых обследованиях. Для изучения личности в системе социальных отношений нами разработаны специальные анкеты учащегося, в которой отражены характерологические особенности личности. Для диагностики состояний и свойств личности мы использовали следующие методики:

  1. «FPI – личностный опросник»
  2. «Незаконченные предложения» (автор Кучер А.А.).

Для определения физического развития измеряются следующие показатели: длина и масса тела, окружность: шеи, плеча, грудной клетки, талии, ягодиц. Для калипометрического исследования мы измеряли: кожно-жировая складка руки спереди, сзади; лопатка; живота. В качестве контрольных тестов, характеризующих физическую подготовленность, выполняются: челночный бег 10 × 5 м, вис на перекладине, прыжок в длину с места, наклон туловища вперед в положении сидя, подъем туловища в положении лежа на спине.

Нами установлены существенные изменения в тестах, характеризующих гибкость, прыгучесть, скоростные и координационные способности (р < 0,001).

Так, к концу наблюдения отмечено снижение по шкалам всех показателей. В частности, тревожность снижена с 7,3 до 5 баллов; агрессивность – с 6,8 до 5,8 балла; спонтанная агрессивность – с 7 до 5,3 балла; уравновешенность – с 4,5 до 5,6 балла. Эти данные, характеризующие психоэмоциональное состояние дизадаптивных подростков, свидетельствуют о том, что занятия шейпингом оказали положительное влияние. Преимущественное использование средств танцевальной направленности позволяет более эффективно воздействовать на психическое состояние и нормализовать уровень тревожности и агрессивности, повысить самооценку личности в среднем у 78,2 % подростков.

К концу педагогического эксперимента положительно изменилось отношение к учебной деятельности. Так, повысилось качество успеваемости в среднем с 61,5 до 72,2 %; снизилось количество пропущенных уроков без уважительных причин на 10,7 %.

В ходе проведенного исследования изменилось отношение занимающихся к разрешению конфликтных ситуаций. В начале эксперимента 32,6 % девушек при разрешении конфликтов предпочитали прибегнуть к жестким словесным угрозам. К концу исследования количество агрессивных подростков сократилось до 16,7 %.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что занятия шейпингом оказывают положительное влияние на формирование психоэмоционального состояния, отношения к учебной деятельности. Кроме того, установлен рост физических качеств и антропометрических показателей.

М.С. Щукина