Окончание Второй мировой войны оказалось весьма неблагополучным временем для Японии. На руинах своей страны встретили японцы новый мир без войны. Результатом агрессивной, милитаризированной внешней политики в 30–40 годы стали 5 млн. погибших и взятых в плен японских солдат, 9 млн. мирных жителей, оставшихся без крыши над головой [1]. Хозяйство страны было разрушено войной. Экономику необходимо восстанавливать, начиная с нуля.
В 1946 г. объем промышленного производства составлял лишь 16 процентов максимального уровня достигнутого в 1944 году [1]. Всего 25 лет понадобилось на полное восстановление хозяйства уничтоженного войной, и в 1968 г. по объему ВВП Япония заняла второе место в мире после США [1]. По сей день не существует аналогов темпов экономического роста Японии. В 1960–1970 гг. с показателем 11,1 % в год Япония опережала ближайшие страны (Франция – 5,8 %, Италия – 5,6 %) почти в два раза. В результате таких высоких темпов роста к 1970 г. объем промышленной продукции превысил предвоенный уровень в 13 раз [1]. Большинство авторов выделяют несколько факторов, послуживших тому причиной: жесткая эксплуатация трудовых ресурсов, инвестиции США, снижение затрат на военные нужды, приобретение патентов, постоянная оптимизация производства, особый менталитет японцев, внешняя политика, основанная на применении экономических рычагов, инвестиции Японии в развивающиеся страны.
Во время Второй мировой войны за Японией твердо закрепилась репутация агрессора, несущего угрозу суверенитету стран АТР. Такое положение дел препятствовало активному участию Японии в интеграционных процессах, как в Азии, так и в мире, а также внедрению промышленности в международное разделение труда.
Эта проблема требовала скорейшего решения, потому что внутренними природными ресурсами Япония не могла обеспечить постоянно растущие потребности динамично развивающейся экономики. Кроме того, для японских экспортных товаров был необходим рынок сбыта не только в географическом удалении, но и в непосредственной близости. Соответственно, ресурсными донорами и основными покупателями японской продукции должны были стать страны Азии, испытавшие на себе экспансионистский гнет страны восходящего солнца. Для сглаживания политической ситуации в регионе и восстановления дипломатических отношений были предприняты программы помощи развивающимся странам. В послевоенные годы Япония была плацдармом США в Восточной Азии, и ее внешняя политика носила проамериканский характер, думаю, поэтому авторы считают, что одной из целей программ финансовой помощи США Японии, а в свою очередь Японии развивающимся странам АТР, является создание капиталистического противовеса в Азии социалистическому режиму СССР с ориентацией на лидирующие позиции Японии [2].
В 1952–1956 гг. Япония освободилась от оккупационного режима и стремилась к тому, чтобы восстановить свое международное положение как суверенного и равноправного государства. Несмотря на внутреннее экономическое напряжение, правительства С. Иосида, И. Хатояма, Т. Исибаси неоднократно заявляли о готовности оказывать экономическую и техническую помощь развивающимся странам. И хотя в этот период Япония сама была одна из крупнейших реципиентов американской и международной помощи, тем не менее, она стала членом ряда международных организаций: Расширенной программы содействия ООН, Экономической комиссии ООН для Азии и Дальнего Востока, ММБР, МВФ. А также по Сан-Францисскому мирному договору выплачивала репарации странам, понесшим ущерб во время Второй мировой войны. Вышеперечисленными путями Японии удалось прорвать дипломатическую блокаду.
В 1957–1964 гг. Япония приступила к внешнеэкономической экспансии получившей название «экономическая дипломатия» [2]. Правящие круги Японии приступили к активному проникновению в экономику стран Юго-Восточной Азии, путем подписания сепаратных договоров с каждой страной по отдельности в обмен на репарационные платежи и помощь. Такой вид внешнеэкономической активности получил название «Мероприятия по экономическому сотрудничеству».
В 1957 г. провалился план Киси, в соответствии с которым Япония призывала к созданию азиатской организации экономического сотрудничества, то есть, попросту говоря, все старания были направлены на создание единого рынка. Но США и развивающиеся страны негативно встретили данную инициативу, и Японии пришлось отказаться от плана Киси. Мы думаем, это связано с тем, что Америка не хотела усиления позиций послевоенной Японии в регионе, а страны Азии помнили ее отрицательную роль во второй мировой войне.
Пересмотрев свою экономическую политику, Япония начала проникновение в страны на основе двусторонних соглашений, больше не пытаясь быть инициатором интеграционных процессов в Азии. Такие двусторонние отношения строились на основе выплат репараций японской стороной. Страны, отказавшиеся от репарационных выплат, получали субсидии на экономическое сотрудничество. Япония использовала репарации как мощное политическое орудие для достижения своих целей, нормализации дипломатических отношений, в обмен на репарации заключались мирные договора. Условия репараций позволяли Японии реализовывать свои экономические цели, заключавшиеся в нейтрализации негативного влияния на внешнеторговый и платежный баланс, расширении экспортных рынков в странах-реципиентах. Сроки выплат растянулись на 5–20 лет и в год составляли 70 млн. долларов, не превышали 1,5–2 % государственного бюджета [2]. В ходе переговоров о выплатах японская сторона договорилась о репарациях только в товарной форме и в виде услуг, но не в валюте. Таким образом, с экономической точки зрения Япония добилась следующих результатов. Во-первых, поставки продукции тяжелой индустрии, которая по сравнению с аналогичной продукцией других стран устарела и имела высокую себестоимость, к тому же не облагалась таможенными пошлинами т.к. поставлялась в виде репараций. В области тяжелого машиностроения Япония стала экспортером-монополистом в регионе. Во-вторых, страна добилась расширения экспортных рынков и проникновения японских фирм в страны АТР. В-третьих, бесплатной рекламы малоизвестной продукции, технологий и японских специалистов, обслуживающих японское оборудование, и как результат внедрение частного капитала.
Сумма частных инвестиций Японии в Азии с марта 1966 по март 1975 г. выросла со 197,6 млн. до 3122 млн. долларов (т.е. в 16 раз) и составила 24,7 % всех ее зарубежных инвестиций [3]. Во второй половине 60-х гг. были сделаны крупные японские инвестиции в обрабатывающую промышленность стран Юго-Восточной Азии: в предприятия обрабатывающей промышленности в Таиланде (7,6 млн. долларов), на Тайване (9 млн. долларов), в Индонезии (6,5 млн. долларов), в строительство металлургического завода в Малайзии (5,2 млн. долларов), в предприятия по производству бытовых электроприборов на Тайване (2 млн. долларов), и окатышей на Филиппинах (2 млн. долларов) [3].
Всего за 1966–1974 гг. в Азию Японией вложено 2900,3 млн. долларов или 92,8 % послевоенных капиталовложений в этом регионе [3].
Другим способом проникновения частного капитала японские стратеги избрали «Продакшн-шеринг». Данный способ заключался в предоставлении зарубежным компаниям долгосрочного кредита в виде наличных и оборудования, а возвращался этот кредит путем поставок сырья в Японию по заниженным ценам. Такие способы экономических связей преобладали между Японией, Индонезией и Филиппинами, а на долгосрочные частные кредиты приходилось 44,2 % всех кумулятивных инвестиций Японии в Юго-Восточной Азии [3].
Благодаря своей деятельности в Малайзии к началу 70-х гг. Япония стала вторым крупнейшим инвестором в новые отрасли, сферы развивающейся промышленности, в которых 23 % всех инвестиций принадлежали японским компаниям [3]. В 1973 г. Япония инвестировала в промышленность Малайзии 73 млн. малайзийских долларов, а в 1974 г., несмотря на экономический спад, выросли до 118 млн. [3].
Необходимо отметить тот факт, что основной формой инвестиций в Малайзию было создание совместных компаний. По числу смешанных предприятий на территории Малайзии Япония занимала первое место и, как правило, контрольный пакет акций в подавляющем большинстве случаев принадлежал японской стороне. Деятельность таких компаний осуществлялась в широком диапазоне, затрагивая многие сферы экономики. Например: сборка легковых автомобилей, грузовиков, сельскохозяйственной техники, выплавка стали, производство косметики, кондиционеров и многое другое.
Весомое место во внешнеэкономической политике Японии занимает Сингапур, т.к. он является для нее узловым пунктом коммуникаций, своего рода перевалочной базой для ремонта судов и снабжения их горючим. За период с 1970 по 1975 г. инвестиции в эту страну выросли с 4 до 13,4 %, что в денежном эквиваленте составляет 225,7 млн. долларов [4]. В 1975 г. в Сингапуре насчитывалось 186 японо-сингапурских компаний, из которых 34 – со стопроцентным японским капиталом. В основном, ставку в Сингапуре сделали на химическую промышленность и электронику [2]. Многие японские компании воспринимали Сингапур как трамплин для проникновения в страны, в которых было встречено противодействие.
Ведущие позиции капитал Японии занимает в экономике Таиланда. По данным статистики 1975 г. 40,5 % всех иностранных капиталовложений принадлежат Японии. Как и в других странах, главной формой капиталовложений является создание смешанных компаний (236 смешанных компаний) [3]. Свыше 80 % инвестиций направлено в обрабатывающую промышленность. Характерными чертами экспорта частного японского капитала является то, что они вкладываются в основном в предприятия, производящие комплектующие для сборки автомобилей с устойчивой реализацией, а также большой удельный вес предприятий со 100 процентным японским капиталом.
Сложнее обстояли экономические отношения между Японией и Филиппинами. После Второй мировой войны японским предпринимателям запрещалось делать прямые капиталовложения в промышленность. А до 1967 г. не разрешалось открытие филиалов японских компаний на территории Филиппин, отношения ограничивались кредитованием добывающей промышленности занимающейся добычей медной и железных руд и лесоразработками. Думаем, правомерно будет предположить, что не случайно кредиты были предоставлены именно вышеперечисленным предприятиям, возможно это связано с ресурсодефицитом Японии. В 1970-х гг. Президент Филиппин Маркос объявил путь форсированного развития экономики, но для этого были необходимы привлечения иностранного капитала, в том числе японского [4]. С этого момента начали появляться смешанные предприятия с небольшой долей японского капитала, и к 1973 г. сумма инвестиций превысила показатели 1967 г. в 9 раз, а в 1975 г. инвестиции составляли 190 млн. долларов [3]. Для создания благоприятных условий проникновения японского капитала в филиппинскую экономику в 1975 г. в Маниле было открыто представительство японской торгово-промышленной палаты.
На пути экономической японской экспансии в странах будущего АСЕАН стояли некоторые препятствия, обусловленные рядом социально-экономических особенностей положения сложившегося в послевоенной Юго-Восточной Азии. Во всех странах ЮВА в течение 60-х годов возникли свои производственные предприятия в области текстиля, радиотехники, игрушек. Данная продукция успешно конкурировала с японской за счет более дешевой рабочей силы и как следствие, низкой себестоимости [1].
Другим препятствием на пути Японии являлась низкая покупательская способность стран Азии, отсутствие у них запасов конвертируемой валюты и сравнительно незначительный объем японского импорта из этого региона.
Третья причина замедления экспансии, это превышение суммы японского экспорта над импортом стран Азии (2138 млн. долларов на 1972 г.). Следствием этого стали отрицательное сальдо внешнеторгового баланса стран ЮВА и отсутствие возможности оплачивать японский экспорт [1].
Социальным препятствием являлась антияпонская идеология, основанная на опасении оказаться под сильной экономической зависимостью.
Как и следовало ожидать, в международных экономических отношениях с развивающимися странами Япония придерживалась позиции не равноправия, оставляя за собой роль лидера. Это проявлялось в следующих моментах. Во-первых, эти страны использовались, как сырьевые доноры и были поставлены в такие условия, что обязаны, были отдавать предоставленные кредиты, организуя стабильные поставки в Японию природных ресурсов по заниженным ценам. Во-вторых, Япония использовала территории данных стран, для вынесения за свои пределы вредных производств и захоронения вредных отходов, тем самым, нанося серьезный экологический ущерб. В-третьих, использовала внутренние рынки стран АСЕАН для сбыта устаревшей продукции отрасли тяжелого машиностроения путем репарационных выплат [4]. В-четвертых, использовалась дешевая рабочая сила на совместных предприятиях (известно, что на таких предприятиях рабочие эксплуатировались в сравнительно более тяжелых условиях и получали низкую заработную плату). Сложно обвинить японское правительство в некорректной внешней политике по отношению к развивающимся странам, т.к. выше обозначенная ситуация является практически классической в отношениях между высокоразвитыми и развивающимися или отстающими странами. К тому же на лицо и благоприятное влияние Японии, т.е. инвестиции, полученные странами АСЕАН, общая сумма которых за 1966–1974 гг. составила 2000,3 млн. долларов [4].
Итак, в послевоенной политике Японии в отношении азиатских стран можно выделить четыре основных этапа:
Первый этап (1954–1956 гг.): восстановление дипломатических и торговых отношений со странами Азии.
Второй этап (1957–1960 гг.): развертывание широкой внешнеторговой экспансии японскими монополиями путем репарационных соглашений. Время экономической дипломатии.
Третий этап (1961–1964 гг.): расширение японского экспорта, осуществление инвестиций в страны ЮВА, вывоз капитала для обеспечения прибыли и устойчивой сырьевой базы.
Четвертый этап (середина 60-х–70-е гг.): расширение всех способов проникновения в страны АСЕАН на базе возросшей экономической мощи.
Проводя поэтапную внешнеэкономическую политику в отношении развивающихся стран Азии, Япония преследовала следующие цели:
- Укрепление позиций Японии в капиталистическом мире с опорой на США.
- Недопущение повторения конфронтации с противниками Второй мировой войны.
- Превращение стран Юго-Восточной Азии, в том числе АСЕАН в зону преобладающих интересов Японии.
- Всемерное смягчение противоречий между Японией и другими странами, возникших из-за японской экспансии.
Д.А. Малыгинов
Литература:
- Петров Д.В. Япония в мировой политике. – М.: Наука, 1973.
- Кравцевич В.И. Япония и развивающиеся страны: проблемы технико-экономического сотрудничества. – М., 1981.
- Черевко Ю.Ш. Экспорт японского частного капитала в страны Азии. – М.: Наука, 1979.
- Былякин С.А. Хрящева Н.М. АСЕАН в системе международных экономических отношений. Российская Академия наук. Институт Востоковеденья. – М.: Наука, 1994.