Одной из основных характеристик, определяющих уровень ориентированности человека в окружающем мире, является восприятие времени. При этом очевидна сложность и многогранность данной проблемы, поскольку само время — это весьма сложный объект познания. Оно является такой же объективной реальностью, как и пространство. Восприятие времени может рассматриваться как отражение мозгом человека объективной длительности, скорости, последовательности явлений действительности.
Актуальность исследования. Индивидуальная оценка течения времени большинством исследователей рассматривается как критерий адаптационных возможностей организма, как диагностический показатель при ряде заболеваний, в том числе при болезнях центральной нервной системы. Следовательно, точность восприятия времени может быть одной из ёмких индивидуальных характеристик личности, весьма важной при определенных видах профессий. В связи с этим возникает необходимость создания новых методик, способных отражать и корректировать функциональные возможности организма, специальные способности и профессионально значимые качества человека, что, в свою очередь, будет способствовать правильному выбору профессии и максимальной самореализации личности.
Современное состояние изучения проблемы времени. Теоретические основы восприятия времени закладывались в основном в рамках 3-х наук: философии, физиологии и психологии. По этой причине необходимо рассматривать теоретические и экспериментальные результаты, полученные в каждой из наук.
Проблема времени с древних времён является предметом изучения философии. Наиболее известными являются: философские концепции Гераклита Эффеского, Платона, Аристотеля, Канта, П.Д.Успенского, В.П.Гоча, М.Н. Сабруковой и направление диалектического материализма. В рамках физиологии: Поворотным пунктом в области изучения индивидуального времени стало открытие И.М. Сеченовым ведущей роли двигательного анализатора в восприятии и оценивании интервалов времени, а также открытие И.П. Павловым возможности формирования условного рефлекса на время. Эти исследования привели к появлению целого ряда теоретических и экспериментальных работ, целью которых был поиск физиологических основ восприятия времени человека.
Теоретические подходы к решению проблемы биологического времени были заложены в трудах Н.Е. Введенского, А.А. Ухтомского, В.М. Бехтерева, П.К. Анохина. Экспериментальное изучение зависимости индивидуального времени от возраста человека, деятельности сердечно-сосудистой системы, электрических ритмов головного мозга проводилось в 60-80-е гг. в целом ряде работ, В эти же годы делались попытки построения моделей биологических часов человека.
Своё решение проблемы индивидуального времени было предложено и в рамках различных психологических подходов. Среди них можно выделить два главных.
Ученые первого направления (У. Джемс, Э. Гуссерль, М. Мерло-Понти, Ж. Делёз, Ю.К. Стрелков) считали, что сознание и время неразрывно связаны между собой и существуют в единстве. Исследователи второго — (Н.Н. Ланге, С.Л. Рубинштейн, Д.Г. Элькин) утверждают, что время существует объективно, а сознание только отражает временные характеристики окружающего мира. Значительное место было отведено проблеме связи эмоций и времени (М.М. Троицкий, У. Джемс, Н.Н. Ланге, С.Л. Рубинштейн, В. К. Вилюнас, Я. Рейковский, К. Изард).
Целый ряд исследований посвящён экспериментальному изучению влияния настроения различной степени выраженности на восприятие времени человека (различные работы Ю.П. Фролова; Л.Я. Беленькая, 1948; Д.Г. Элькин, 1962; А.А. Меграбян, 1978; Г.Н. Носачёв, 1991; В.Б. Яровицкий, В.А. Батурин, 1991;С.В.Зимина)
Многочисленные данные клинических наблюдений убедительно показали, что человек воспринимает время, не имея специального анализатора. Время воспринимается через движения, течение физиологических процессов. Кроме того, оно может оцениваться человеком с помощью специального прибора — часов. Для восприятия времени необходима согласованная деятельность ряда анализаторов, как некой единой системы — единого целого. Причем, это единство достигается по мере роста и развития организма. Соответственно, восприятие времени меняется с возрастом (А.С.Дмитриев, В.И.Семенов, 1961; Д.Г.Элькин, 1962; Н.Д.Багрова, 1980; А.В.Киреев, 1984; О.Е.Сурнина и соавт.,1994). Оно может нарушаться при изменении состояния человека в самых различных ситуациях (Б.И.Цуканов, 1985; Э.Б.Арушанян, 2000; Г.И.Водолажский, 2004).
В исследованиях с тестом «индивидуальной минуты» было показано, что длительность заданного временного отрезка может существенно варьировать у отдельных испытуемых. При этом можно выделять людей с «индивидуальной минутой» заметно короче реальных 60 с. Другие, напротив, имеют «индивидуальную минуту» длительностью больше 60 с. Наконец, некоторые испытуемые весьма точно определяют длительность одной минуты. (Н.И.Моисеева, А.М. Сысуев, 1981; Н.И.Моисеева и соавт., 1985; Н.И.Моисеева, 1989; Л.И.Губарева, А.А.Колесникова, 1995; Э.Б.Арушанян, 2000; Г.К.Боровкова, 2004).
Установлено, внутренний отсчет времени зависит: от эмоционального состояния испытуемых. Время как бы может «растягиваться» или «сжиматься». При выделении испытуемых, характеризующихся высоким уровнем тревожности, удалось установить у них заметное сокращение длительности «индивидуальной минуты» (Э.Б.Арушанян, 2000; Г.К.Боровкова, Игнатьева Т.В., 2002; Г.К. Боровкова, Т.В.Игнатьева, М.С.Сорванова, 2003; Г.К.Боровкова, 2004;). Более того, любые воздействия, провоцирующие напряжение, тревогу, приводят к ускорению счета и, соответственно, недооценке длительности временного отрезка в ходе тестирования (Ю.М.Забродин и соавт., 1983; Н.А.Барбараш и соавт., 1995,1999,2005; М.Ю.Каменсков, 2005).
Вместе с тем по некоторым данным взаимосвязь тревожности и воспроизведения «индивидуальной минуты» не столь однозначна. По данным Л.И.Губаревой (1994, 2001) у подростков повышенный уровень тревожности положительно взаимосвязан с длительностью «индивидуальной минуты». То есть, при увеличении тревожности длительность воспроизводимого временного отрезка была большей, чем у менее тревожных подростков. Однако у детей с наиболее высоким уровнем тревожности величина «индивидуальной минуты» была заметно меньшей по сравнению с другими испытуемыми.
Грубые дефекты психоэмоционального состояния у больных маниакально-депрессивным психозом также сопровождаются отклонениями в оценке длительности заданных временных отрезков. Как было установлено исследованиями В.Б.Яровицкого и В.А.Батурина (1991), у больных маниакально-депрессивным психозом на фоне максимальной выраженности депрессии средняя длительность «индивидуальной минуты» составляла 34,2± 10,5 с. У здоровых испытуемых ее длительность составляла 63,0±8,2 с. После терапии антидепрессантами, по мере ослабления аффективных расстройств, происходило восстановление внутреннего счета «индивидуальной минуты».
Другие нарушения психоэмоциональной сферы также сопровождаются изменениями субъективного отсчета времени. Так, у больных героиновой наркоманией в абстинентном и постабстинентном периодах существенно укорачивается величина воспроизводимых временных отрезков (С.Г.Алексан- дров, 2004).
На правильность внутреннего счета оказывает влияние фактор интра-экстраверсии, определяемый по шкале Айзенка. По данным Э.БАрушаняна и соавторов (1998) у молодых людей с задатками интравертов длительность «индивидуальной минуты» была выше и ближе к эталону (60 с), чем у экстравертов. В связи с этим было высказано предположение, что у последних индивидуальное время течет с большей скоростью. Аналогичная зависимость отсчета индивидуального времени от фактора интро- экстраверсии была обнаружена и другими исследователями (Е.Н.Котло, 2004).
Воспроизведение заданных временных отрезков зависит от особенностей межполушарной асимметрии. Более длительная «индивидуальная минута» определялась у правшей (С.Г.Александров, 2004; М.Ю.Каменсков, 2005).
Колебания длительности «индивидуальной минуты» зарегистрированы и при физиологических изменениях состояния испытуемых. Так, воспроизведение заданного временного отрезка изменялось в разные фазы овариально-менструального цикла (Э.Б.Арушанян, Г.К.Боровкова, 1994). Длительность «индивидуальной минуты» варьировала в течение суток. В итоге выявлялся суточный ритм в воспроизведении заданных временных отрезков. Имеют место и недельные, и месячные колебания длительности «индивидуальной минуты», совпадающие с аналогичными по периоду флюктуациями психической и физической активности (Н.И.Моисеева, В.М.Сысуев, 1981; Э.Б.Арушанян, Г.К.Боровкова, Серебрякова И.П., 1998; Н.И.Моисеева, 1989; Л.И.Губарева, А.А.Колесникова, 1995; Л.И.Губарева, 2001; Madijakova N., Vlahova-Nikolova V.,1987). Установлены нарушения отсчета заданного минутного временного отрезка у детей с минимальными мозговыми дисфункциями (Д.А.Напалков, 2005).
Таким образом, тест «индивидуальной минуты» оказался неким универсальным показателем оптимума или неблагополучия. Именно поэтому его рассматривают с позиций адаптации и дезадаптации в самых различных ситуациях (Н.И.Моисеева, 1989; Э.Б.Арушанян, 2000, 2005;). Таким же универсальным методом оценки адаптационного резерва организма является ВРПМ (Р.М.Баевский, 1979; Р.М.Баевский и соавт., 1984).
Нарушения восприятия времени описаны в клинике неврологических и психических болезней (Н.Н.Брагина, Т.АДоброхотова, 1988; В.ДМенделевич, 1999). Нарушение работы эндогенных «биологических часов» сопровождается или приводит к дезадаптации и развитию патологических состояний. Выделяют несколько вариантов нарушений восприятия времени: «остановка времени», «растягивание времени», «утрата чувства времени», «замедление времени», «ускорение времени», «обратное течение времени». Считают, что указанные расстройства восприятия времени встречаются преимущественно при различного рода поражениях правого полушария головного мозга (В.ДМенделевич, 1999). Поэтому естественна постановка вопроса о том, что адаптация человека к текущему времени является необходимой предпосылкой ориентировки в окружающей среде (Ю.В.Корягина, В.Г.Тристан, 2001). Наибольшее ускорение времени зафиксировано в организме психически здоровых самоубийц. Такие исследование проведены в НИИ неврологии и психиатрии им. Бехтерева: исследуя ход времени в организме спасенных в результате реанимации самоубийц, оказалось, что это собственное время самоубийц было ускорено по сравнению со здоровыми людьми в 2-3 раза!!! Длительность индивидуальной минуты закономерно уменьшается у пожилых людей, у спортсменов после неудачных выступлений, при приеме алкогольных напитков и наркотиков.
Характерно, что между длительностью индивидуальной минуты с одной стороны, тяжестью и исходом заболевания с другой стороны отмечена четкая корреляционная зависимость: чем тяжелее и хуже ее исход, тем короче индивидуальная минута.
Алгоритмы, лежащие в основе программ резонансной хронотерапии позволяют сугубо индивидуально подобрать время приема и изменение величины доз таким образом, что в процессе хронотерапевтического лечения длительность временных интервалов собственного времени больных людей становится равной длительности интервалов физического времени. В результате использования совершенно иного механизма оптимизации нарушенного обмена веществ и иммунной реактивности достигается возможность лечения той категории больных, которые ранее не поддавались лечению. Так, достигнута высокая эффективности в лечении эпилепсии, бронхиальной астмы, ревматизма, склеродермии, в т.ч. и системной, вегетососудистой дистонии, псориаза, круговидного облысения, витилиго.
Каждый организм живет по своим собственным индивидуальным часам. Эти часы или скорость хода собственного времени в каждом организме различны. Целый ряд исследований доказывает, что изменение временных параметров является первичным звеном в развитии заболеваний, которое всегда предшествует патологическим трансформациям структуры живого организма.
Принимая во внимание изложенное с учетом других данных хронобиологических и хрономеди- цинских исследований была создана целостная парадигма медицинской науки. Основой новой парадигмы и нового взгляда на сущность биологического времени являются фундаментальные физические представления о времени. Изменение темпов хода времени (длительности индивидуальной минуты) может получить объяснение лишь в случае, если привлечь идеологию специальной теории относительности (СТО). Согласно СТО темпы времени на любых телах природы зависимы от других причин: скорости движения тела в пространстве и сил гравитации.
Земцова Е.М.