Психология

Восприятие другого человека интеллектуально одаренной личностью

Для психологической науки и практики, так и для общества в целом остается актуальной проблема изучения и разработки проблемы восприятия человека человеком.

Формирование и развитие восприятия человека человеком идет совместно с развитием самого воспринимающего и не может рассматриваться вне взаимодействия личности с её социальным окружением. Взаимодействие человека с другими людьми — непременное условие его жизнедеятельности, иногда это взаимодействие дает желаемый результат, иногда вызывает сложности.

Восприятие людьми друг друга, формирование «образа Другого» выполняет в общей деятельности человека осведомительную и регулятивную роль, вместе с тем само оказывается под сильным влиянием этой деятельности. При восприятии другого человека совместно работают познавательные и эмоциональные компоненты, а также проявляется зависимость от мотивационно-смысловой структуры деятельности воспринимающего субъекта.

Нельзя не признать существующие в действительности особенности, которые отличают интеллектуалов от обычных людей. По мнению психологов, восприятие окружающего мира у них носит многоплановый характер. Людям с высоким уровнем интеллекта свойственно целостное нестериотипизиро- ванное мышление, оно требует свободы, открытости, способности иметь дело с неопределенными и неоднозначными явлениями окружающего мира.

По данным исследований многих ученых у интеллектуалов наблюдаются отличия в эмоциональноценностной сфере, в отношении, как самим себе, так и к окружающим. Неординарность и особенности их самоотношения могут создать проблемы в сфере межличностного взаимодействия и тем самым препятствовать развитию и реализации потенциальных возможностей личности.

Изучение самоотношения является достаточно актуальной проблемой, так как эмоционально-оценочный компонент самосознания непосредственно связан с восприятием личностью других людей. Это подтверждают исследования, проводимые в настоящее время некоторыми исследователями. Для нас особый интерес представляет получение новых фактов по данному вопросу, учитывая уровень интеллекта испытуемых, так как этапы развития самоотношения и самосознания совпадают с этапами психического развития ребенка — становлением его интеллектуальной и личностной сфер.

В соответствии с этим целью нашего исследования было — выявить связь восприятия человека человеком с самоотношением личности при разном уровне интеллекта. Мы исходили из положения о том, что существует связь между восприятием другого человека и самоотношением личности, характер связи отличен при разном уровне интеллекта в подростковом, юношеском и взрослом возрасте.

На основе проведенного исследования в различных возрастных группах, разделенных по интеллекту, выявлены следующие особенности. Установлено, что глобальное самоотношение высокоинтел- лектуалов и среднеинтеллектуалов свидетельствует о полном принятии личностью себя. Выявлены отличия в структуре самоотношения личности различных возрастных групп.

Высокоинтеллектуалов взрослого возраста, в отличие от подростков и юношей, характеризует более позитивное отношение к себе. В группе взрослых с высоким IQ наблюдается 100% присутствия таких показателей самоотношения как «глобальное самоотношение» и «ожидаемое отношение других». Можно сказать, что подростки, юноши и взрослые испытуемые с высоким уровнем интеллекта имеют позитивное самоотношение, высокую оценка себя, они самостоятельны, самопоследовательны и способны контролировать свою жизнь, в то же время они не проявляют интереса к собственным мыслям и чувствам, не уверены в собственном интересе для окружающих и не склонны ожидать положительного отношения от них. В группе среднеинтеллектуалов наблюдается поступательное увеличение процента высоких значений самоотношения у подростков, юношей и взрослых.

Замечено, что наиболее низкий процент высоких значений самоотношения в группе подростков со средним уровнем интеллекта, с возрастом наблюдается положительная тенденция и во взрослом возрасте некоторые показатели самоотношения достигают 100% присутствия у личности. К этим показателям относятся самоприятие и самопоследовательность.

Установлено, что высокоинтеллектуалы в подростковом и юношеском возрасте имеют мене позитивное отношение к другим людям по сравнению со среднеинтеллектуалами в этом же возрасте.

Наиболее заметны различия в восприятии других незнакомых людей в группе юношей с высоким уровнем интеллекта. Замечено единение мнений в оценке других людей в группе взрослых высокоинтеллектуалов. Среднеинтеллектуалы подросткового и юношеского возраста чаще проявляют равнодушие и негативизм в оценках незнакомых им людей, но в то же время считают, что у них больше достоинств, чем недостатков. Они высоко оценивают других с точки зрения физических параметров, но отдают предпочтение себе в умственных способностях и внешней привлекательности. Среднеинтеллектуалы больше склонны к позитивному выбору при восприятии других людей, они доверяют им, считают их более здоровыми и физически крепкими. Однако данная тенденция имеет некоторые отличия в группе взрослых испытуемых в том, что они не выделяют в незнакомых людях больше недостатков, но больше чем испытуемые в другом возрасте доверяют незнакомым.

Выявлено, что высокоинтеллектуалы с глобальным позитивным отношением к себе доверяют другим людям и считают их привлекательными. Высокая оценка себя, как социально успешных наблюдается только в группе испытуемых взрослого возраста. Это сопровождается в позитивном восприятии других людей, усиление личного контроля, то есть проявление саморуководства, способствует восприятию ими других людей, как превосходящих по умственным параметрам и более физически привлекательных.

Специфика отношения личности к собственному «Я» у испытуемых с высоким уровнем интеллекта, безусловно, оказывает регулирующее действие на аффективные аспекты межличностного восприятия. Не смотря на ярко выраженные положительные тенденции в восприятии ими других людей, они вовсе не ждут подобного отношения к себе. Возможно, это умение демонстрировать хороший «социальный фасад» на фоне фрустрированности.

Статистическая проверка полученных эмпирических результатов подтвердила существование достоверных различий в самоотношении и воспрятии других людей в группе подростков, юношей и взрослых разделенных по интеллекту.

Подводя итог можно сказать о том что, глобальное самоотношение высокоинтеллектуалов и сред- неинтеллектуалов свидетельствует о полном принятии личностью себя. Выявлены отличия в структуре самоотношения личности различных возрастных групп. Высокоинтеллектуалов взрослого возраста, в отличие от подростков и юношей, характеризует более позитивное отношение к себе. В общем можно сказать, что подростки, юноши и взрослые испытуемые с высоким уровнем интеллекта имеют позитивное самоотношение, высокую оценку себя, самостоятельность и самопоследовательность в деятельности, способность контролировать свою жизнь.

Установлено, что высокоинтеллектуалы в подростковом и юношеском возрасте имеют мене позитивное отношение к другим людям по сравнению со среднеинтеллектуалами в этом же возрасте. Наиболее заметны различия в восприятии других незнакомых людей в группе юношей с высоким уровнем интеллекта.

Проведенное нами исследование испытуемых различных возрастных групп выделенных по интеллекту показало существование достоверных различий как между подростками, юношами и взрослыми так и между высокоинтеллектуалами и среднеинтеллектуалами различного возраста.

На основании полученных результатов можно утверждать, что общий негативный эмоциональный фон отношения к себе у высокоинтеллектуалов не препятствует их отношению к другим людям с доверием и симпатией. Несмотря на ярко выраженные положительные тенденции в восприятии ими других людей, они вовсе не ждут подобного отношения к себе, в отличие от среднеинтеллектуалов, которых отличает высокая степень самопринятия, проявляющаяся негативным восприятием личности других людей.

Шишкина И.А.