Дипломная работа по психологии

Воздействие рекламы на формирование ценностных ориентаций у старших школьников

Тема: Воздействие рекламы на формирование ценностных ориентаций у старших школьников

Страницы: 75

Содержание:
Введе-ние…………………..……………………………………………………3
Глава 1. Анализ научной литературы по проблеме формирования ценностных ориентаций под воздействием рекламы у старших школьни-ков……………………………………………………………………6
1.1. Понятие ценностных ориента-ций…………………………………….…6
1.2. Особенности ценностных ориентаций старших школьни-ков.……….15
1.3. Психологические механизмы воздействия рекламы на старших школьни-ков………………………………………………………………22
1.4. Выво-ды…………………………………………………………………..41
Глава 2. Специфика воздействия рекламы на формирование цен-ностных ориентаций у старших школьни-ков……………….….………….43
2.1. База и методы исследова-ния…………………………………………….43
2.2. Анализ результатов исследова-ния………………………………………45
2.3. Выво-ды……………………………………………………………………….52
Глава 3. Программа, направленная на гармонизацию ценностных ориентаций старшеклассни-ков……………………………………………54
3.1. Цели и задачи програм-мы………………………………………………54
3.2. Структура програм-мы……………………………………………………55
Заключе-ние…………………………………………………………………….67
Список использованной литерату-ры………………………………………..70
Приложе-ние…………………………………………..………………………75

Введение
Актуальность темы. Современная постиндустриальная цивилиза-ция обусловила появление новейших информационных технологий, пре-вративших информацию в основную ценность личности и общества. В информационной системе значительную роль играет реклама. Ценность оперативной информации для жизнедеятельности общества возрастает, следовательно, растет и влияние рекламы, как одного из основных направлений оперативных информационных потоков. Условием сохра-нения и развития цивилизации является преемственность общественно-значимых ценностей и ценностных ориентаций, исторически заложенных в мировоззренческую структуру в религиозных, философских, социоло-гических, нравственно-ориентированных теориях. Они формируют так называемую фундаментальную информацию, которая является основой жизнедеятельности индивида и обеспечивает стабильность общества. Ре-клама в настоящее время активно влияет на восприятие фундаменталь-ной информации, а, следовательно, и на формирование определенных ценностей личности и социальных групп. Реклама, являясь оперативной информацией, оказывая влияние и на фундаментальную составляющую информационной среды, воспитывает только человека-потребителя, а задачей рекламы в обществе является формирование и духовных ценно-стей. Для того чтобы реклама утверждала духовные ценности, она должна быть не только экономическим феноменом, но, прежде всего, со-циокультурным фактором формирования ценностных ориентаций мо-лодежи.
Объект исследования — ценностные ориентации старших школь-ников.
Предмет исследования — воздействие рекламы на формирование ценностных ориентаций старших школьников.
Цель исследования — установить, что на формирование ценност-ных ориентаций у молодых людей реклама оказывает воздействие.
Задачи исследования:
1) Теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
2) Выявить особенности ценностных ориентаций старших школьников;
3) Установить влияние рекламы на формирование ценностных ориен-таций молодежи;
4) Разработать программу, направленную
Гипотеза исследования. При проведении исследования нами было выдвинуто предположение о том, что реклама влияет на формирование ценностных ориентаций старших школьников.
Методологической основой. В нашем исследовании мы опира-лись на концепцию ценностных ориентаций М. Рокича [21], теоретиче-ские концепции классиков и современных ученых, таких как К.Л.Бове, У.Ф.Аренс, В.В.Ученова, Н.В.Старых, Г.Л.Макарова, А.П.Панкрухин, О.А.Феофанов, Р.И.Мокшанцев.
Методы исследования. Методика исследования базируется на ре-зультатах трудов отечественных и зарубежных психологов, социологов, философов, в которых содержатся научные сведения по проблемам вли-яния рекламы на формирование ценностных ориентаций старшекласс-ников. Теоретический анализ научной литературы, наблюдение, беседа, тестирование: методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, анкета «Воздействие различных источников формирования ценностных ориен-таций молодежи», анкета «Воздействие рекламы на общество», анкета «Отношение подростков к различным видам рекламы».
База исследования. Исследование проводилось на базе школы № 16 г.Улан-Удэ с участием 166 учеников 9-11-х классов в возрасте 15-18 лет., из них: юноши – 82 чел., девушки – 84 чел. В возрасте 15-16 лет – 56 чел., 17 лет – 58 чел, 18 лет – 52 чел. Время проведения исследования 2008-2010 года.
Практическая значимость исследования заключается в возмож-ности использования результатов в просветительской и тренинговой ра-боте со старшеклассниками и их родителями, а также представляет ос-нову для дальнейшей теоретической разработки проблемы.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, девяти параграфов, заключения, списка литературы и приложения.