Как известно, начиная с 2011 года, согласно принципам Болонской декларации, набор в вузы России стал осуществляться по вступающим в силу государственным образовательным стандартам третьего поколения (ФГОС III), которые определяют не специальности, а направления подготовки (бакалавриат и магистратура) «Туризм», «Гостиничное дело» и «Сервис»[1]
Бакалавриат — первый уровень высшего образования, который является базовым и длится 4 года. Студент, в дальнейшем «бакалавр», получает фундаментальную подготовку в широкой области знаний по выбранному направлению. По окончании обучения выпускнику выдается диплом о высшем профессиональном образовании с присвоением степени «бакалавр». Магистратура — второй уровень двухуровневой системы высшего образования. В магистратуре продолжают обучение выпускники бакалаврских программ и дипломированные специалисты. В основном в магистратуру идут люди, склонные к научно- исследовательской работе. По окончании магистратуры возможно поступление в аспирантуру. Болонская конвенция была подписана в 1999 году 29 министрами европейских стран для сближения существующих в Европе систем образования. [4]
Автор статьи попытается выявить основные проблемы и недостатки двухуровневой системы образования, а также найти наиболее эффективные способы функционирования бакалавриата.
Основные проблемы и недостатки двухуровневой системы образования.
Как показала практика, переход к двухуровневой системе привел к дополнительным расходам ресурсов всех типов. В первую очередь это коснулось руководства и профессорско-преподавательского состава ВУЗов, которые начали активно перерабатывать учебные планы и программы, по-новому выстраивать образовательный процесс в соответствии с новыми образовательными стандартами.
Например, медицинские вузы не могут перестроиться быстро. Для них ситуация осложняется тем, что учебные программы утверждаются не только министерством образования и науки, но и министерством здравоохранения. С учетом количества направлений данная работа занимает очень большое количество времени.
Рассматривая сферу СКСиТ, можно сказать, что на сегодня на рынке много выпускников «специалитета» сталкиваются с такими проблемами как нехватка практических знаний и навыков, есть потребность в обмене и применении зарубежного опыта, несмотря на то, что теоретическая и практическая часть программы студентов была довольно оснащённой[3]. Вышеизложенное позволяет с уверенностью сказать, что новая система образования, где количество часов и предметов даются очень сжато, несомненно, приведет к дополнительным проблемам.
Если раньше студент полагался на свои теоретические знания, то в сложившейся ситуации такой возможности не даётся. Студенту придется больше самостоятельно изучать материалы, что не всегда хорошо получается.
При этом необходимо отметить, что в России с реализацией Болонских принципов не все гладко. Основными проблемами являются сопротивление рынка труда признанию степени бакалавра, неготовность значительной части вузов выступать равноправными партнерами в программах мобильности из-за недостаточного финансирования и слабого знания иностранных языков, недостаточная гибкость и адаптивность образовательных программ из-за жесткого регулирования, несбалансированность структур выпуска и потребностей национальной экономики. Для более хорошего представления, можно сравнить два поколения образовательных систем с точки зрения различных критерий [2]. В табл. 1 рассмотрим положительные и отрицательные стороны двух образовательных систем с целью выявления наиболее актуального варианта.
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
Во-первых, ВУЗы должны контактировать с работодателем для полного представления о состоянии на рынке труда, в частности, на каких предметах следует делать акцентирование ВУЗам при обучении. Это позволит выпускать «специалистов», которые максимально приближены к требованиям работодателей, и соответствуют критериям, которые установлены на рынке труда.
Во-вторых, огромное значение следует уделять тому, как подается материал обучения, и кем. После перехода на двухуровневую систему образования многие преподаватели сталкиваются с определенными трудностями, с незнакомыми моделями. Появляется потребность в специалистах, которые давно работают по этой системе. Привлечение иностранных специалистов и обмен студентами может ускорить процесс интеграции в новую систему образования.
Специалисты в сфере СКСиТ, как и другие, должны понимать важность практической части образования, с этой целью надо составлять различные научные, общественные, социальные проекты, при этом сократить теоретическую часть и увеличить самостоятельную практическую работу для достижения хорошего результата, изучить спрос и предпочтения работодателей. Специалистам двухуровневой модели образования просто необходимы международные и межвузовские отношения (повышение квалификации за границей, обмен студентами, тренинги, семинары и т.д.) для повышения качества образовательной системы в целом, поскольку эта система уже давно практикуется за рубежом и может очень легко применяться у нас.
В Армении перед началом внедрения новой образовательной системы были приглашены ряд иностранных специалистов, которые способствовали адаптации студентов к изменяющемся условиям. Кроме того, специалисты повысили уровень знания иностранного языка в ВУЗе, что, несомненно, свидетельствует о качественной подаче знания в высших учебных заведениях. [7]
Эффективность этой системы можно будет оценить только через четыре года, когда турбизнес получит первых выпускников-бакалавров. Важно следить за качеством образования для того, чтобы он соответствовал международным стандартом.
Джавадов А.