Основную роль в формировании мировых торговых потоков и установлении правил ведения международного бизнеса играет Всемирная торговая организация (ВТО), созданная 1 января 1995 года. Она является преемницей действовавшего с 1947 года Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Система ГАТТ развивалась в процессе проведения серий торговых переговоров (раундов), на которых обсуждались вопросы сокращения тарифов, антидемпинга и нетарифные меры. ВТО значительно расширила сферу действия ГАТТ, распространив ее на торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности.
Главные принципы торговли между странами в рамках ВТО сводятся к взаимному предоставлению режима наибольшего благоприятствования для товаров и услуг, регулированию торговли преимущественно тарифными методами, отказу от использования количественных и иных ограничений, прозрачности торговой политики, разрешению торговых споров переговорами и консультациями.
Заинтересованность России в полноправном членстве в этой организации обусловлена ее стремлением обеспечить недискриминационный доступ на мировые рынки конкурентоспособных отечественных товаров и услуг, используя существующие механизмы ВТО для разрешения споров.
В то же время вступление в ВТО накладывает на Россию целый список обязательств по либерализации национального внешнеторгового режима (снижение средневзвешенных ставок импортного тарифа до уровня 5–6 %), совершенствованию бюджетной и налоговой системы, а также замораживанию на нынешнем уровне субсидий, предоставляемых ряду отраслей национальной экономики, особенно сельскому хозяйству и угольной промышленности. Сейчас продолжается Дохийский раунд, начатый в ноябре 2000 г. в Катаре. При обсуждении особую полемику вызывают вопросы вокруг отмены экспортных субсидий сельхозпроизводителям.
России пока не удалось завершить переговоры. Разногласия остаются по следующим вопросам: доступ иностранцев на рынки финансовых услуг, авиационной техники, сахара и мяса [1].
Открытие рынков приведет к потоку импорта, который может нанести существенный урон промышленности, в частности, машиностроению (авиационному, технологического оборудования, приборостроению), металлургии (как черной, так и цветной), химической промышленности (фармацевтике), пищевой промышленности (особенно алкогольной и мясомолочной отраслям. Соответственно, последует остановка множества смежных производств.
В аграрных переговорах существуют три главные темы: снижение субсидий на экспорт сельскохозяйственной продукции, сокращение внутреннего протекционизма, искажающего торговлю, и расширение доступа на рынок.
Позиция России по разрешенным объемам господдержки осталась неизменной: за точку отсчета взят репрезентативный период 1993–1995 годов с объемом поддержки в 9,5 млрд долларов. Уровень таможенной защиты сельского хозяйства не уменьшается ни по одному из базовых сельскохозяйственных товаров, а по ряду из них Россия имеет право увеличить ставки таможенных пошлин на переходный период.
Как считают эксперты, вступление России во Всемирную торговую организацию может привести к экономическому разрыву между отдельными регионами и отраслями Сибири. Причина – нечетко сформулированная промышленная и налоговая политика государства.
Период адаптации экономики к ВТО после подписания всех документов — пять лет. При этом Сибирский федеральный округ в целом находится на этапе стабильного экономического роста и может сильно пострадать от неготовности принять новые правила игры. Это в равной степени коснется и внешнего, и внутреннего рынков. Выход – четко продуманная и взвешенная политика государства в отношении отечественных компаний [2].
Проиграют от вступления в ВТО и те компании, которые производят товары на экспорт. В особой группе – продукция нефтегазовой промышленности: затруднений с ее поставкой за рубеж не возникает. В обозримом будущем проблемы компаний этой отрасли будут сведены лишь к созданию инфраструктуры, позволяющей без затруднений экспортировать произведенное (добытое). У других отраслей, таких как черная и цветная металлургия, лесная и угольная промышленность, машиностроение, могут возникнуть проблемы с экспортом и усилится конкуренция с импортной продукцией на внутреннем рынке. Для них вступление в ВТО – важный вопрос, поскольку они вполне могут попасть под экономические санкции за недобросовестную конкуренцию и демпинг. Уже сейчас ежегодно штрафы накладываются более чем на 100 российских предприятий реального сектора экономики.
Выиграют многие российские импортеры, поставляющие продукцию иностранных фирм в регионы. Для них вступление в ВТО – безусловное благо. Снизятся таможенные пошлины на ввозимую ими продукцию, финансовое обслуживание контрактов с контрагентами существенно облегчится. Кроме того, выиграют и потребители: из-за наплыва импорта резко усилится конкуренция, и цены снизятся.
Сырьевые отрасли Сибири получат хорошие шансы пробиться на новые рынки, и сделать это им будет легче, чем другим. Здесь могут возникнуть проблемы, связанные со слаборазвитой инфраструктурой транспортировки, складирования, дефицитом вагонного парка. Сибирь может получить преимущества от того, что здесь ослабнет монополизм таких финансовых государственных структур, как Сбербанк РФ или Внешторгбанк. Кроме того, легальные экспортно-импортные сделки должны сопровождаться финансированием и страхованием, а это открытие новых видов услуг для местных компаний.
Н.Ф. Кирильченко, Н.В. Кретова
Литература
- Экономика и жизнь. – 2005. – № 48. – С. 1.
- Эксперт-Сибирь. – 2005. – № 34 (84).