Психология

Выбор стратегий самопрезентации при комформной и гипертимной акцентуациях характера

Самопрезентация — это особая деятельность человека (речевая и поведенческая), направленная на то, чтобы создать благоприятное впечатление или впечатление, соответствующее чьим-то идеалам. Самопрезентация, связана с базовыми потребностями человека «нравится другим» и «влиять на других» , но может преследовать и другие цели особенно, если мы говорим о самопрезентации, направленной на презентацию не всей личности в целом, а, например, отдельных ее составляющих — интересов и увлечений, деловых качеств и т.д. Люди занимаются самопрезентацией, чтобы получить от других нужные им ресурсы, поэтому другой человек, с которым вступают в общение, приобретает особое значение. Это уже не просто мужчина (женщина, юноша, девушка), занимающий ту или иную должность или исполняющий какую-либо социальную или семейную роль, но и источник удовлетворения или неудовлетворения наших фундаментальных потребностей и переживаний.

Наши представления о себе «Я » — концепция — зависят частично и от того, как, по нашему мнению, смотрят на нас другие. Существует положение о том, что мы часто выбираем общество людей, которые видят нас также как и мы себя сами. Некоторые исследователи утверждают, что самопрезентация может и более непосредственно влиять на образ «Я» личности (Goffman,1959). В процессе общения люди стремятся к утверждению своих достоинств, к «поглаживанию», по выражению Эрика Берна, считающего эти «поглаживания» единицей социального действия (Э. Берн, 1999).

Вступая в общение, люди более или менее осознают его цели, стремятся реализовать свои интересы, контролируют ход общения, используют различные средства влияния на психическое состояние партнёра, стремятся создать определённое впечатление о себе. Между тем внешние стороны поведения нередко лишь маскируют подлинные мотивы и цели поведения. Целей самопрезентации может быть гораздо больше, как и стратегий социального поведения, им соответствующих. Например, Е.П. Белинская и О.А. Тихомадрицкая выделяют следующие цели и стратегии самопрезентации: желание понравиться (поведенческая стратегия — демонстрация согласия с мнением другого, сверхнормативная вежливость и др.); продвижение себя (поведенческая стратегия — хвастовство, преувеличение достоинств в сравнении с небольшими недостатками и т.п.); служение примером (менее распространённая цель, направленная на то, чтобы вызвать у партнёра восхищение или чувство вины, выражающаяся в демонстративно просоциальном поведении); стремление вызвать сочувствие (используется в тех случаях, когда другие стратегии не оправдали себя и направлена на то, чтобы вызвать у партнёра чувство жалости, поведенческая стратегия — приуменьшение своих сил, демонстрация своего слабого «Я»); стремление запугать (как правило, плохо осознаваемая человеком цель, выражающаяся в слабоконтролируемом поведении, когда все остальные стратегии не привели к успеху).

В литературе эта проблема мало освещена, поэтому целью нашего исследования стало изучение выбора стратегий самопрезентации при комформной и гипертимной акцентуаций характера. Нами было проведено исследование в Сибирском Институте Права Экономики и Управления г. Ангарска (48 чело- векв возрасте от 18 до 20 человек).

Для проведения исследования применены методики: Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) и разработанная нами анкета, в которой мы опирались на стратегии самопрезентации описанные Е.П. Белинской, О.А. Тихомадрицкой.

Результаты, полученные при помощи анкетного опроса направленного на определение ведущей стратегии самопрезентации в общении у испытуемых с конформной акцентуацией характера, представлены на рис. 1.

Распределение испытуемых конформного типа по выбору стратегий самопрезентации в общении

Согласно данным 83,3 % испытуемых конформного типа выбрало стратегию — служение примером, то есть при общении они стремятся вызывать у партнера восхищение или чувства вины, выражающееся в демонстративно просоциальном поведении. Можно предположить, что люди конформного типа стремясь соответствовать стереотипу окружения хотят, чтобы другие люди видели в них этот эталон, который считают единственно верным; 8,3 % испытуемых этого типа выбрали стратегию — желание понравиться, они демонстрируют согласие с мнением другого, в общении часто используют лесть и сверхнормативную вежливость. Если человек соответствует ожиданиям окружения, то он и нравится этому окружению, к чему и стремятся конформисты; и 8,3 % выбрали стратегию — стремление вызвать сочувствие, то есть они предпочитают преуменьшать свои силы, демонстрировать своё слабое «Я». В данном случае можно предположить, что эти индивиды предпочитают занимать не лидирующую роль в общении. Им в силу своей склонности к подражанию проще быть слабыми, быть управляемыми другими, что дает им эталон собственного поведения (на основе чужого).

Результаты исследования, полученные при помощи анкеты на определение ведущей стратегии самопрезентации в общении у испытуемых с гипертимной акцентуацией характера, представлены на рис.2.

Распределение испытуемых гипертимного типа по выбору стратегий самопреэентации в общении

Из рисунка видно, что 91,7% испытуемых гипертимного типа выбрали стратегию — служение примером, они направлены на вызывание у партнера восхищения или чувства вины, выражающееся в демонстративно просоциальном поведении, что может быть связано со стремлением гипертимов к лидерству; 8,3 % испытуемых этого типа выбрали стратегию — стремление запугать, которая выражается в слабоконтролируемом поведении, когда все остальные стратегии не привели к успеху, что объясняется предпочтением гипертимов тех способов поведения, которые быстро приводят к желаемому результату. Они нетерпеливы и не могут долго и упорно чего-то добиваться. А с этой стратегией самопре- зентации возможно быстро и эффективно добиться нужных результатов в общении.

Статистический анализ полученных данных (по критерию хи-квадрат) подтвердил значимые различия в выборе стратегий самопрезентаций у лиц с гипертимной и комформной акцентуациях характера.

Обухова А.Б.

Литература

  1. Батаршев А.В, Диагностика черт личности и акцентуаций: Практическое руководство. — М.: Психотерапия, 2006. — 288 с.;
  2. Елинская Е. П., Тихомадрицкая, О. А. Социальная психология личности: учебное пособие для вузов — М: Аспект Пресс, 2001. — 301 с.;
  3. Бодалев А. А. Личность и общение: Избранные труды. — М.: Педагогика, 1983. — 272 с.;
  4. Еникеев м. И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов. — М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999. — 624 с.;
  5. Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1993. — 43 с.;
  6. Майэрс Д. Социальная психология. — 7-е издание. — Сиб.: Питер, 2004. — 795 с.