Молодежь привлекают программы и правые, и левые, и Кремль, и «Единая Россия». Конкуренция на рынке молодежных организаций резко ужесточилась. Все это является следствием « цветных революций» в Грузии и Украине, где именно молодежь стала «ударной силой» улиц.
В целом для анализа существующих сегодня в России молодежных организаций можно использовать специальную систему координат, где учитываются два фактора: отношение к власти и их политическая « окраска». Всего выделяют четыре вида молодежных организаций: работающие в интересах власти, среди которых, условно говоря, консервативные движения — «Молодая гвардия», «Наши», «Россия молодая»; работающие в интересах власти « патриоты» , чья идеология национал-патриотическая или левая. Вторая категория — это оппозиционные молодежные организации — левые (СКМ, АКМ) и правые « Оборона», «Да!» и множество других. Особняком здесь стоят организации, которые создаются как бизнес — проекты («Пора», московское отделение «Идущих без Путина», «Мы»).
Желая нарисовать картину политической жизни современной российской молодежи, мы должны отложить в сторону яркие краски: на общем сером фоне безразличия и апатии разве что изредка могут промелькнуть отдельными бликами молодежные акции и прочие новомодные штучки, финансируемые «большими» партиями, чтобы поддержать братьев своих меньших — молодежные отделения.
Обратимся к данным одного из социологических опросов за 2007 год: две трети россиян в возрасте от 18 до 35 лет не интересуются политикой, более половины никогда не обсуждают политические новости со своими сверстниками. В возрастной группе от 18 до 29 лет степень аполитичности еще выше — 81 % молодых респондентов заявляет, что не состоит ни в одной из партий. Действительно, на собраниях политических партий, даже самых «продвинутых», молодые лица встретишь редко. Еще меньше во властных структурах, представительных и законодательных собраниях в регионах, на федеральном уровне. Организации, задача которых привлекать к общественно — политической деятельности молодежь, либо существует по инерции (например, Российский союз молодежи как наследник ВЛКСМ), либо создаются сверху, и это жестко централизованные структуры, основанные на принципе единоначалия («Идущие вместе»).
В результате снижается и без того низкая избирательная активность молодежи, не востребована серьезная журналистика, интерес к политике все чаще приобретает радикальные, экстремистские формы («скинхеды»), Почемутак происходит? Представляется, что из-за отсутствия диалога и взаимопонимания между представителями поколений, и самое главное, реальных сдвигов к лучшему в жизни большинства молодых россиян. Молодежь не видит в действующих политиках людей, интересующихся ее проблемами, живущих ее интересами. Кроме того, у молодых обостренное чувство правды, они не легковерны и в отличие от старших без труда распознают предвыборную фальшь. В результате новое поколение подсознательно руководствуется нездоровым по своей сути принципом « Не верь, не бойся, не проси». Оно как бы говорит себе и обществу: « Мир большой политики не для нас, обойдемся и без него, сами решим свои проблемы» , так же еще можно понять: « Я не интересуюсь политикой, и это отнимает много времени». Действительно, при таком подходе выборы — пустая трата времени. И, конечно же, с подобным мировоззрением не создать мощной общероссийской партии, способной говорить от лица молодых, ставить вопросы и решать их. Если каждый — сам за себя, откуда же взяться общероссийскому движению? Можно ли найти выход из сложившейся ситуации?
Соблазнительна идея возложить заботу по созданию молодежной партии на государство. Выделить средства, помочь с помещениями, кадрами, прочими ресурсами. Или обратиться за содействием к большому бизнесу, к мощной политической партии.
Наверное, без участия государства и бизнеса реальное общественное движение не создать, но представляется, что начинать нужно не сверху, а снизу.
Безусловно, в политической апатии молодежи в значительной степени повинно современное политическое сообщество, но не менее велика ответственность и самой молодежи. Никто не решит проблемы студенчества, молодых семей, предпринимателей без их активного заинтересованного участия. А задача государства и всего общества в целом — помочь молодым найти свое место в жизни, в том числе политической. Может быть, ситуация изменится, если изменятся формы, в которых новое поколение сможет реализовать свои гражданские права, участвуя в решении повседневных проблем своего поселка, города, региона. Массовое общероссийское молодежное движение не появится мгновенно. Сначала должно развиваться и окрепнуть множество жизнеспособных «клеточек» будущего организма — экологических, волонтерских и других организаций, нацеленных на решение конкретных вопросов, близких и понятных молодым людям.
Иными словами, лозунгом такого движения должны стать не слова: « Пусть это сделает правительство (и мы укажем, что необходимо сделать)», «А дайте нам сделать это самим»
Созданные в районах центры повышения правовой культуры избирателей организуют различного рода мероприятия, направленные на привлечение граждан к участию в выборах.
Комиссия придает большое значение работе с молодежью, цель которой — развитие общественной составляющей государственной молодежной политики, вовлечение самих молодых людей в ее реализацию, формирование активной гражданской позиции представителей подрастающего поколения. Наиболее популярная форма этой работы — молодежный парламентаризм. Состоятельность и необходимость развития молодежного парламентского движения в России сегодня не вызывает сомнений. Молодежный парламентаризм несет в себе мощный инновационный потенциал — это и перспективные лидеры, и новые методы работы с молодежью, и еще пока недостаточно используемые формы взаимодействия с ней государства и общества. Молодежный парламентаризм содержит в себе потенциал решения таких важных вопросов современности, как проблемы взаимоотношений законодательных (представительных) и исполнительных органов власти с молодежью и ее объединениями, лоббирование интересов общества, в том числе молодежи, через государственные органы на этапе законотворческого процесса, повышение правосознания молодежи, рост ее гражданской и, как следствие, электоральной активности.
Безусловно, молодежный парламентаризм не является фактором для решения всех задач государственной молодежной политики в Российской Федерации. Он может служить лишь одной из форм ее реализации, которая в нынешней России способна стать ключевой и решить ряд конкретных задач, в том числе и в, части повышения правовой культуры молодых избирателей.
Формы правового просвещения молодых избирателей через средства массовой информации разнообразны: интервью, пресс — конференции, «круглые столы», разъясняющие особенности законов о выборах, проведение для молодежи конкурсов, викторин по выборной тематике. Основная задача — вовлечь молодежь в решение социальных проблем, достичь того, чтобы она умела цивилизованно, грамотно защищать и отстаивать собственные интересы. И в этом смысле идея молодежного парламентаризма заслуживает статуса общенационального проекта.
Таким образом, можно подтвердить целесообразность и важность повышения уровня правовой культуры избирателей, в том числе молодежи, необходимость знания ими избирательного законодательства, активного и осознанного участия в выборах и заинтересованности в их результатах. В то же время проведение избирательных кампаний в последние годы свидетельствует о снижении в целом активности избирателей. « Рост протестного» голосования, что, на мой взгляд, связано не только с социальными проблемами населения, неверием в то, что выборы могут что —то решить, но и с широким использованием при их проведении «грязных» технологий, подкупа и шантажа, увеличением числа судебных разбирательств. Все эти проблемы могут быть решены только в комплексе с повышением жизненного уровня избирателей, совершенствованием избирательного законодательства и судебной практики.
Эффективность работы избирательных комиссий в части повышения правовой культуры избирателей значительно усилится, если этим вопросом комиссии будут заниматься на профессиональном уровне, проявляя выдумку и усердие.
Размышляя о том, как привлечь молодых к участию в политической жизни, так и останутся размышлениями и не секрет, что в России основы гражданского общества только формируются. В итоге, складывается мнение, что российская молодежь в большинстве своем аполитична, ее участие в политической деятельности практически незаметно. Анализ взглядов молодежи показывает, что институт выборов занимает скромное место в системе ее предпочтений и ценностей. И с этим трудно не согласиться.
Кухова С.С.
Литература
- Стрелкова И В В каких руках будущее России.// Наш современник-2006.
- Дульман П «Наши». Молодежное движение. М-2005
- Иванченко А. В. Избирательное право и избирательный процесс в РФ. Учебник для Вузов. М- 1999.