Проблема профессиональных деформаций личности в последнее время приобретает все большую популярность, так как связана с эффективностью профессиональной деятельности и здоровьем личности профессионала. Известно, что в наибольшей степени профессиональным деформациям подвержены представители социономических профессий, но деятельность в условиях уголовно-исправительных учреждений создает наиболее существенные предпосылки для развития специальных профессиональных деформаций [2].
Работа пенитенциарной системы – один из основных показателей здоровья и уровня развития общества, поэтому на данный момент ее реформа – одна из задач государственной политики. Однако начало любой реформы возможно при условии переоценки ценностей и переориентации системы отношений людей – профессионалов [3].
Целью нашего исследования стало изучение структуры и степени выраженности профессиональных деформаций у сотрудников исправительных учреждений для взрослых и малолетних преступников.
Нельзя отрицать, что выраженность профессиональных деформаций личности зависит от ее отношения к объекту труда [2]. В нашем случае можно предположить, что отношение к подросткам-преступникам и к взрослым правонарушителям в силу естественного человеческого фактора будет различным.
Это обусловило гипотезу нашего исследования – о различиях в выраженности и структуре профессиональных деформаций личности сотрудников ИУ, работающих с малолетними и взрослыми преступниками.
Исследование проводилось на базе ангарской воспитательной колонии № 2 и уголовно-исправительного учреждения № 15. В выборку вошли 32 мужчины – служащих отелов охраны.
При тестировании применялись следующие методики: диагностика уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко [1], определение склонности к отклоняющемуся поведению А.Н. Орел, определение деструктивных установок в межличностных отношениях В.В. Бойко [4]. Статистическая проверка гипотезы проводилась с применением Т–критерия Манна–Уитни и коэффициента ранговой корреляции Спирмена.
Эмпирический анализ процентного распределения по степени сформированности фаз синдрома эмоционального выгорания не выявил существенных различий у сотрудников обеих колоний. Статистически различия также не были обнаружены. Причем, в целом синдром не выражен ни у одного респондента. Сформирована фаза резистенции у 16,7 % сотрудников, работающих с малолетними, и у 5 % – фаза истощения у работников «взрослой» колонии. Полученные результаты хорошо характеризуют такие профессионально важные качества сотрудников, как халатное отношению к служебным обязанностям, подозрительность, обвинительный уклон растерянность, потеря постоянного контроля над своим поведениям.
Ярко выраженных склонностей к отклоняющемуся поведению у сотрудников обеих колоний также не выявлено. Но, в данном случае, статистический анализ подтвердил значимость различий по шкале «Склонность к агрессии и насилию» (Т = 147,5 при p = 0,050). То есть, стремление к реализации агрессивных тенденций в поведении, тенденция использовать унижение партнера по общению, как средство самореализации и наличие садистических тенденций сильнее развиты у сотрудников ИУ № 15 (для взрослых правонарушителей).
В ходе исследования деструктивных установок в межличностных отношениях в целом по выборке были выявлены такие выраженные установки, как «завуалированная жестокость» (воспитательная колония – 41,7 %. ИУ для взрослых – 40 %), «обоснованный негативизм» (воспитательная – 20 %, для взрослых – 10 %) и «негативный опыт общения» (воспитательная – 25 %, «взрослая» – 20 %). Несмотря на то, что эмпирически выявлены различия по выраженности обоснованного негативизма, статистически эти различия оказались не значимы.
Таким образом, выраженность профессиональных деформаций сотрудников статистически различается по одному фактору (обоснованный негативизм), а в целом наиболее яркие деформации проявляются в наличии деструктивных установок общения.
Анализ структуры профессиональных деформаций проводился с помощью выявления взаимосвязей между их отдельными составляющими.
Таблица 1
Статистическая значимость взаимосвязи между фазами профессиональных деформаций личности
«Деструктивные установки» | Фазы «эмоционального выгорания» | |||||
Воспитательная колония № 2 | Исправительное учреждение № 15 | |||||
Напряжение | Резистенция | Истощение | Напряжение | Резистенция | Истощение | |
Завуалированная жестокость | К.р.к = 0,710 | К.р.к = 0,357 | К.р.к = 0,720 | К.р.к = 0,368 | К.р.к = 0,228 | К.р.к = 0,506 |
Р = 0,011 | Р = 0,246 | Р = 0,010 | Р = 0,109 | Р = 0,331 | Р = 0,024 | |
Открытая жестокость |
К.р.к = 0,332 | К.р.к = 0,122 | К.р.к = 0,462 | К.р.к = 0,265 | К.р.к = 0,531 | К.р.к = 0,605 |
Р = 0,276 | Р = 0,700 | Р = 0,127 | Р = 0,256 | Р = 0,017 | Р = 0,005 | |
Обоснованный негативизм | К.р.к = 0,386 | К.р.к = 0,311 | К.р.к = 0,234 | К.р.к = 0,441 | К.р.к = 0,461 | К.р.к = 0,623 |
Р = 0,210 | Р = 0,308 | Р = 0,457 | Р = 0,052 | Р = 0,042 | Р = 0,004 | |
Брюзжание | К.р.к = 0,098 | К.р.к = 0,012 | К.р.к = 0,220 | К.р.к = 0,462 | К.р.к = 0,576 | К.р.к = 0,440 |
Р = 0,749 | Р = 0,956 | Р = 0,471 | Р = 0,211 | Р = 0,009 | Р = 0,052 | |
Негативный опыт общения | К.р.к = 0,476 | К.р.к = 0,285 | К.р.к = 0,757 | К.р.к = 0,291 | К.р.к = 0,526 | К.р.к = 0,440 |
Р = 0,015 | Р = 0,354 | Р = 0,006 | Р = 0,211 | Р = 0,018 | Р = 0,052 |
Итак, отметим, что в структуре профессиональных деформаций у сотрудников обеих колоний есть лишь один общий фактор – это взаимосвязь фазы синдрома эмоционального выгорания «Истощение» с деструктивной установкой общения «Завуалированная жестокость». То есть при снижении эмоционального фона и эмоциональном перенасыщении у сотрудников возрастает уровень скрытой жестокости, и наоборот, тенденции к актуализации скрытой жестокости усиливают эмоциональное истощение работников.
В целом же особенности структуры профессиональных деформаций существенно различаются при небольшом различии в их выраженности: в ИУ № 15 (для взрослых) выявлено значительно больше статистически значимых связей между отдельными факторами, чем у сотрудников воспитательной колонии. Для них характерно следующее: неадекватные эмоциональные проявления, эмоционально-нравственная дезориентация и редукция профессиональных обязанностей стимулируют стремление к объективно обусловленным отрицательным выводам о некоторых типах людей и отдельных сторонах взаимодействия, а также зависть и недоверчивость к возможностям высокопоставленных лиц. Кроме того, общее ослабление нервной системы, выраженное падение эмоционального тонуса взаимосвязано с проявлениями открытой жестокости и негативизма по отношениям к окружающим людям.
Таким образом, гипотеза о различиях в выраженности и структуре профессиональных деформаций личности сотрудников ИУ, работающих с малолетними и взрослыми преступниками подтвердилась.
Литература
- Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. – С-Пб. – 106 с.
- Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М.: Академия, 2001. – 480 с.
- Ушатиков, Казак Б.Б. Пенитенциарная психология: Академия права и управления Минюста России, 2003. – 758 с.
- Фетинский Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., изд-во Института Психотерапии, 2002. – 490 с.
А.П. Казанова, А.М. Лужецкая