Психология

Взаимосвязь доступности ценностных ориентаций и агрессии у старшеклассников

Несмотря на достаточно большое количество исследований, посвященных вопросам ценностных ориентаций и особенностей их формирования в разных возрастах, отдельные аспекты данной проблемы остаются недостаточно изученными. Так, в частности, в современной психолого-педагогической литературе не нашли достаточного отражения вопросы взаимосвязи ценностных ориентаций с отдельными особенностями личностного развития. Крайне мало литературы, описывающей влияние ценностных ориентаций на проявление агрессивного поведения у старших школьников. В тоже время наблюдения психологов, педагогов и родителей свидетельствуют о наличии взаимосвязи между этими психологическими характеристиками.

Цель нашего исследования: изучить взаимосвязь доступности ценностных ориентаций личности и агрессии в старшем школьном возрасте. Объектом исследования выступают ценностные ориентации личности. Предметом исследования является взаимосвязь доступности ценностных ориентаций личности и агрессии у старшеклассников.

Теоретический анализ проблемы исследования позволил выдвинуть следующую гипотезу. В своей работе мы исходили из нескольких допущений, а именно:

1) существуют различия в ценностях агрессивных и неагрессивных старшеклассников;

2) доступность или недоступность ведущих ценностей взаимосвязана с уровнем агрессии личности старшеклассников.

Ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных образований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его деятельности. Таким образом, развитие ценностных ориентаций тесно связано с развитием направленности личности.

База и методы исследования

Исследование проводилось на базе МОУ СОШ г. Иркутска. В исследовании принимали участие 57 учеников одиннадцатого класса. Возрастной диапазон испытуемых составил от 15 до 18 лет.

В качестве методов исследования были использованы: теоретический анализ литературы, наблюдение, беседа и психодиагностика с использованием методик Е.Б. Фанталовой «Уровень соотношения «ценностей» и «доступности» в различных жизненных сферах (УСЦД)», опросника Басса–Дарки и тест «Несуществующее животное».

В процессе исследования ценностных ориентаций старшеклассников установлено, что существует определенный набор приоритетных жизненных ценностей. Эти ценности совпадают по большей значимости, большей привлекательности и легкой достижимости, большей доступности.

Более значимы и больше привлекательны для подростков ценности: активная деятельная жизнь, здоровье, материально обеспеченная жизнь, уверенность в себе, познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры и интеллекта), свобода как независимость в поступках и действиях, счастливая семейная жизнь, что обусловлено возрастом. В наименьшей степени значимы такие ценности: интересная работа, красота природы и искусства, любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком), наличие хороших и верных друзей, творчество – это выходит на второй план.

Легче достижимы и более доступны такие ценности, как: активная деятельная жизнь, материально обеспеченная жизнь, уверенность в себе, познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры и интеллекта), свобода как независимость в поступках и действиях, счастливая семейная жизнь.

В процессе исследования агрессивности старшеклассников установлено, что индекс агрессивности превышает норму у 48 % испытуемых. Это говорит о достаточно высоком уровне агрессивности. Доминирующей по видам реакции является вербальная агрессия – 65 %, что говорит о выражении негативных чувств и эмоций как через форму (визг, крик и т.п.), так и через содержание словесных ответов (угроза, ругань и т.п.). Также выявлены следующие реакции испытуемых, как: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, чувство вины. Таким образом, первая группа (склонных к агрессивному поведению) составила 48 %, вторая (не склонных к агрессивному поведению) – 52 %.

В исследовании было установлено, что у испытуемых, склонных к агрессивному поведению, более значимыми и более доступными являются следующие ценности: материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений), уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений, внутренняя гармония) и свобода как независимость в поступках и действиях. А у старшеклассников, не склонных к агрессивному поведению, более значимыми и легче достижимыми являются ценности: активная деятельная жизнь, здоровье (физическое и психическое), познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а также интеллектуальное развитие) и счастливая семейная жизнь.

Индекс расхождения в большей степени присутствует у старшеклассников, склонных к агрессивному поведению, и менее выражен или не выражен вообще у старшеклассников, не склонных к агрессивному поведению.

Различия в выборе ценностей у старшеклассников, склонных к агрессивному поведению и не склонных к агрессивному поведению, существуют.

Математическая обработка эмпирических данных с использованием критерия ранговой корреляции Спирмена позволяет говорить о достоверности полученных результатов (p = 0, 95).

Таким образом, из полученных нами данных можно сказать, что склонность к открытому агрессивному поведению взаимосвязана с характером имеющихся ценностных ориентаций. Таким образом, полученные результаты говорят о необходимости развития ценностно-смысловой сферы личности.

В данный момент разрабатывается программа, адекватная цели, и планируется ее апробация с учащимися старших классов.

В.С. Зеленова