В современной науке суицидальное поведение рассматривается как следствие дезадаптации личности в условиях её микросоциального конфликта.
А.Е. Личко, А.А. Александров указывают, что у подростков в возрасте 14 – 18 лет в 49 % случаев суицидальные действия совершаются на фоне острой аффективной реакции (аффективный тип суицидальных действий), которая развивается по механизму «короткого замыкания», когда порой малозначительный повод играет роль «последней капли» и провоцирует суицидальные действия.
Причины суицидальных действий, вероятно, могут быть связаны с эмоциональным, психическим и физическим истощением подростков, что в целом может быть охарактеризовано как эмоциональное выгорание.
Всё выше сказанное определило выбор темы исследования.
Целью исследования явилось – изучить взаимосвязь суицидального поведения и эмоционального выгорания у подростков.
Гипотеза – эмоциональное выгорание может рассматриваться как фактор риска суицидального поведения, при этом подростки с высоким уровнем эмоционального выгорания более подвержены риску суицидального поведения, т.е. подростки с суицидальным поведением имеют более высокий уровень эмоционального выгорания, чем подростки с нормативным поведением.
Объект исследования – факторы суицидально риска в подростковом возрасте.
Предмет исследования – взаимосвязь риска суицидального поведения и эмоционального выгорания личности подростка.
В исследовании была использована методика – синдром «эмоционального выгорания» (СЭВ) в профессиональном общении, под редакцией В.В. Бойко. В целях проведения исследования методика была модифицирована, были перефразированы утверждения с учётом возрастных особенностей, и введены специальные «сигнальные вопросы» отражающие мысли и действия суицидального характера.
Исследование проходило на базе МОУ СОШ № 5, выборку составили 76 учащихся 10-х, 11-х классов. Средний возраст испытуемых 15–17 лет, 45 % девочек, 31 % мальчиков.
По результатам проведенной диагностики показатели распределения испытуемых по симптомам СЭВ у подростков с суицидальным поведением и у подростков с нормативным поведением представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Показатели распределения испытуемых по симптомам СЭВ у подростков с суицидальным поведением(1 группа) и у подростков с нормативным поведением (2 группа).
Примечание: I (1–4) – фаза «напряжения». Симптомы: 1 – переживание психотравмирующих обстоятельств; 2 – неудовлетворённость собой; 3 – «загнанность в клетку»; 4 – тревога и депрессия. II (5–8) – фаза «резистенции». Симптомы: 5 – неадекватное избирательное эмоциональное реагирование; 6 – эмоционально-нравственная дезориентация; 7 – расширение сферы экономии эмоций; 8 – редукция профессиональных обязанностей. III (9–12) – фаза «истощение». Симптомы: 9 – эмоциональный дефицит; 10 – эмоциональная отстранённость; 11 – личностная отстранённость; 12 – психосоматические и психовегетативные нарушения.
Из рисунка видно, что по фазе «напряжения» у подростков 1 группы симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств» составляют 14,35 балла, а у подростков 2 группы – 8,74 балла. Таким образом, можно говорить о том, что существуют различия в состоянии подростков 1 группы, и подростков 2 группы. Состояние и переживание подростков 1 группы, вероятно, выражаются в раздражении, накапливается отчаяние и негодование, присутствует ощущение не разрешимости ситуации. Что может привести к эмоциональным сдвигам, к проблемам во взаимоотношениях со взрослыми, сверстниками, и возможностям провоцирования конфликтных ситуаций.
У подростков 1 группы симптом «загнанности в клетку» составляет 7,46 балла, а у подростков 2 группы 4,92 балла. Таким образом, можно говорить о том, что у подростков 1 группы возникает ощущение того, что обстоятельства давят и устранить их невозможно, к ним часто приходит чувство безысходности. Это состояние тупика «загнанности в клетку».
У подростков 1 группы симптом «тревога и депрессия» составляет 18,23 балла, а у подростков 2 группы 10,20 баллов. Результат, вероятно, может свидетельствовать о неудовлетворенности в учёбе, что может порождать переживание ситуативной и личностной тревоги, разочарованием в себе.
По фазе «резистенции» у подростков 1 группы симптом «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» составляет 23,08 балов, а у подростков 2 группы 19,22 балла. Таким образом, можно говорить о том, что подростки 1 группы больше подвержены неадекватному избирательному эмоциональному реагированию, что может выражаться в принципе «хочу или не хочу». Однако субъект общения (сверстник, взрослый человек) может воспринимать это как эмоциональная черствость, неучтивость, равнодушие.
У подростков 1 группы симптом «эмоционально – нравственная дезориентация» составляет 16,12 балла, а у подростков 2 группы 11,66 баллов. Этот симптом является логическим продолжением предыдущего симптома в отношениях со сверстниками. При этом звучат суждения: «это не тот случай, чтобы переживать». Подростки 1 группы не выказывают эмоционально должного отношениях сверстникам и значимым взрослым. Отстаивая свою позицию они склонны снижать значимость своих суждений, оценок и личности человека вступающего с ними в контакт.
У подростков 1 группы симптом «расширение сферы экономии эмоций» составляет 14,08балла, а у подростков 2 группы 10,32 балла. Подростки 1 группы ощущают пресыщенность контактами, чувствуют усталость от разговоров со сверстниками и домашними. В результате они замыкаются и снижают количество и интенсивность контактов.
По фазе «истощения» у подростков 1 группы симптом «эмоциональный дефицит» составляет 17,73 балла, а у подростков 2 группы 11,64 балла. Что, вероятно, выражается в ощущении недостатка положительных эмоций, и всё чаще появляются отрицательные. Резкость, грубость, раздражительность. Обиды, капризы – дополняют симптом «эмоционального дефицита».
У подростков 1 группы симптом «личностная отстранённость» составляет 15,42 балла, а у подростков 2 группы 10,32 балла. Таким образом, можно говорить о существенных различиях, что вероятно выражается в полной или частичной утрате интереса к человеку – как субъекту деятельности. Подросток воспринимает его как неодушевлённый предмет, как объект для манипуляции. Он может утверждать, что учёба со сверстниками не интересна, не доставляет удовлетворения.
У подростков 1 группы симптом «психосоматические и психовегетативные нарушения» составляет 17,31 балла, а у подростков 2 группы 13,86 балла. Что, вероятно, связано с ухудшением физического и психического самочувствия. Это проявляется в том, что даже мысль об учёбе или взаимодействие с определенным человеком, контакт с ним вызывает плохое настроение, дурные ассоциации, бессонница, чувство страха, сосудистые реакции, обострение хронических заболеваний.
Достоверность эмпирически выявленных различий подвергалось проверки посредством статистического анализа по критерию Манна – Уитни. Анализ показал, что все эмпирически выявленные различия в уровне эмоционального выгорания у подростков 1 группы и подростков 2 группы статистически достоверны. Подростки 1 группы обладают более высокими показателями эмоционального выгорания по следующим симптомам: переживания психотравмирующих обстоятельств, «загнанность в клетку», тревога и депрессия, неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально – нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, эмоциональный дефицит, личностная отстранённость, психосоматические и психовегетативные нарушения. Исключения составили: неудовлетворенность собой, редукция профессиональных обязанностей, эмоциональная отстранённость.
Таблица 1
Достоверность различий в показателях между средними значениями у подростков с суицидальным поведением и подростков с нормативным поведением
Фазы | Симптомы | Среднее значение | Т | Р | |
С. П. | Н. П. | ||||
I |
Переживание психотравмирующих обстоятельств | 14,35 | 8,74 | 1270,5 | 0,003 |
Неудовлетворённость собой | 8,69 | 7,12 | 1106 | 0,249 | |
«Загнанность в клетку» | 7,46 | 4,92 | 1286,5 | 0,002 | |
Тревога и депрессия | 18,23 | 10,2 | 1317,5 | 0 | |
II |
Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование | 23,08 | 19,22 | 1222,5 | 0,015 |
Эмоционально — нравственная дезориентация | 16,12 | 11,66 | 1228 | 0,013 | |
Расширение сферы экономии эмоций | 14,08 | 10,32 | 1208 | 0,023 | |
III |
Эмоциональный дефицит | 17,73 | 11,64 | 1291,5 | 0,001 |
Эмоциональная отстранённость | 7,62 | 7,86 | 1008,5 | 0,938 | |
Личностная отстранённость | 15,42 | 10,32 | 1238,5 | 0,009 | |
Психосоматические и психовегетативные нарушения | 17,31 | 13,86 | 1187 | 0,041 |
Примечание: С. П. – суицидальное поведение. Н. П. – нормальное поведение. Т – критерий Манна–Уитни. Р – вероятность ошибки. I – фаза «напряжения»; II – фаза «резистенции»; III – фаза «истощения».
Таким образом, можно сделать вывод о том, что СЭВ сопутствует суицидальному поведению и может рассматриваться в качестве фактора риска суицидальной попытки.
В целом, гипотеза исследования подтверждена, цель работы достигнута.
Настоящее исследование имеет обширные перспективы дальнейшего развития. Так, представляется перспективным изучение взаимосвязи суицидального поведения, СЭВ во взаимосвязи с невротическими чертами личности, целесообразна разработка психодиагностической методики, позволяющей диагностировать риск суицидального поведения.
Литература
- Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. – СПб.: «Сударыня».
- Волков Ю.Г. Социология молодёжи. – 2003.
- Еникеева Д.Д. Пограничные состояния у детей и подростков. – М., 1998.
- Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л.: Медицина, 1983.
- Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – М., 2000.
Т.Ю. Амгейзер