Психология

Взаимосвязь эмоционального выгорания и суицидального поведения в подростковом возрасте

В современной науке суицидальное поведение рассматривается как следствие дезадаптации личности в условиях её микросоциального конфликта.

А.Е. Личко, А.А. Александров указывают, что у подростков в возрасте 14 – 18 лет в 49 % случаев суицидальные действия совершаются на фоне острой аффективной реакции (аффективный тип суицидальных действий), которая развивается по механизму «короткого замыкания», когда порой малозначительный повод играет роль «последней капли» и провоцирует суицидальные действия.

Причины суицидальных действий, вероятно, могут быть связаны с эмоциональным, психическим и физическим истощением подростков, что в целом может быть охарактеризовано как эмоциональное выгорание.

Всё выше сказанное определило выбор темы исследования.

Целью исследования явилось – изучить взаимосвязь суицидального поведения и эмоционального выгорания у подростков.

Гипотеза – эмоциональное выгорание может рассматриваться как фактор риска суицидального поведения, при этом подростки с высоким уровнем эмоционального выгорания более подвержены риску суицидального поведения, т.е. подростки с суицидальным поведением имеют более высокий уровень эмоционального выгорания, чем подростки с нормативным поведением.

Объект исследования – факторы суицидально риска в подростковом возрасте.

Предмет исследования – взаимосвязь риска суицидального поведения и эмоционального выгорания личности подростка.

В исследовании была использована методика – синдром «эмоционального выгорания» (СЭВ) в профессиональном общении, под редакцией В.В. Бойко. В целях проведения исследования методика была модифицирована, были перефразированы утверждения с учётом возрастных особенностей, и введены специальные «сигнальные вопросы» отражающие мысли и действия суицидального характера.

Исследование проходило на базе МОУ СОШ № 5, выборку составили 76 учащихся 10-х, 11-х классов. Средний возраст испытуемых 15–17 лет, 45 % девочек, 31 % мальчиков.

По результатам проведенной диагностики показатели распределения испытуемых по симптомам СЭВ у подростков с суицидальным поведением и у подростков с нормативным поведением представлены на рисунке 1.

Взаимосвязь эмоционального выгорания и суицидального поведения в подростковом возрасте

Рис. 1. Показатели распределения испытуемых по симптомам СЭВ у подростков с суицидальным поведением(1 группа) и у подростков с нормативным поведением (2 группа).

Примечание: I (1–4) – фаза «напряжения». Симптомы: 1 – переживание психотравмирующих обстоятельств; 2 – неудовлетворённость собой; 3 – «загнанность в клетку»; 4 – тревога и депрессия. II (5–8) – фаза «резистенции». Симптомы: 5 – неадекватное избирательное эмоциональное реагирование; 6 – эмоционально-нравственная дезориентация; 7 – расширение сферы экономии эмоций; 8 – редукция профессиональных обязанностей. III (9–12) – фаза «истощение». Симптомы: 9 – эмоциональный дефицит; 10 – эмоциональная отстранённость; 11 – личностная отстранённость; 12 – психосоматические и психовегетативные нарушения.

Из рисунка видно, что по фазе «напряжения» у подростков 1 группы симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств» составляют 14,35 балла, а у подростков 2 группы – 8,74 балла. Таким образом, можно говорить о том, что существуют различия в состоянии подростков 1 группы, и подростков 2 группы. Состояние и переживание подростков 1 группы, вероятно, выражаются в раздражении, накапливается отчаяние и негодование, присутствует ощущение не разрешимости ситуации. Что может привести к эмоциональным сдвигам, к проблемам во взаимоотношениях со взрослыми, сверстниками, и возможностям провоцирования конфликтных ситуаций.

У подростков 1 группы симптом «загнанности в клетку» составляет 7,46 балла, а у подростков 2 группы 4,92 балла. Таким образом, можно говорить о том, что у подростков 1 группы возникает ощущение того, что обстоятельства давят и устранить их невозможно, к ним часто приходит чувство безысходности. Это состояние тупика «загнанности в клетку».

У подростков 1 группы симптом «тревога и депрессия» составляет 18,23 балла, а у подростков 2 группы 10,20 баллов. Результат, вероятно, может свидетельствовать о неудовлетворенности в учёбе, что может порождать переживание ситуативной и личностной тревоги, разочарованием в себе.

По фазе «резистенции» у подростков 1 группы симптом «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» составляет 23,08 балов, а у подростков 2 группы 19,22 балла. Таким образом, можно говорить о том, что подростки 1 группы больше подвержены неадекватному избирательному эмоциональному реагированию, что может выражаться в принципе «хочу или не хочу». Однако субъект общения (сверстник, взрослый человек) может воспринимать это как эмоциональная черствость, неучтивость, равнодушие.

У подростков 1 группы симптом «эмоционально – нравственная дезориентация» составляет 16,12 балла, а у подростков 2 группы 11,66 баллов. Этот симптом является логическим продолжением предыдущего симптома в отношениях со сверстниками. При этом звучат суждения: «это не тот случай, чтобы переживать». Подростки 1 группы не выказывают эмоционально должного отношениях сверстникам и значимым взрослым. Отстаивая свою позицию они склонны снижать значимость своих суждений, оценок и личности человека вступающего с ними в контакт.

У подростков 1 группы симптом «расширение сферы экономии эмоций» составляет 14,08балла, а у подростков 2 группы 10,32 балла. Подростки 1 группы ощущают пресыщенность контактами, чувствуют усталость от разговоров со сверстниками и домашними. В результате они замыкаются и снижают количество и интенсивность контактов.

По фазе «истощения» у подростков 1 группы симптом «эмоциональный дефицит» составляет 17,73 балла, а у подростков 2 группы 11,64 балла. Что, вероятно, выражается в ощущении недостатка положительных эмоций, и всё чаще появляются отрицательные. Резкость, грубость, раздражительность. Обиды, капризы – дополняют симптом «эмоционального дефицита».

У подростков 1 группы симптом «личностная отстранённость» составляет 15,42 балла, а у подростков 2 группы 10,32 балла. Таким образом, можно говорить о существенных различиях, что вероятно выражается в полной или частичной утрате интереса к человеку – как субъекту деятельности. Подросток воспринимает его как неодушевлённый предмет, как объект для манипуляции. Он может утверждать, что учёба со сверстниками не интересна, не доставляет удовлетворения.

У подростков 1 группы симптом «психосоматические и психовегетативные нарушения» составляет 17,31 балла, а у подростков 2 группы 13,86 балла. Что, вероятно, связано с ухудшением физического и психического самочувствия. Это проявляется в том, что даже мысль об учёбе или взаимодействие с определенным человеком, контакт с ним вызывает плохое настроение, дурные ассоциации, бессонница, чувство страха, сосудистые реакции, обострение хронических заболеваний.

Достоверность эмпирически выявленных различий подвергалось проверки посредством статистического анализа по критерию Манна – Уитни. Анализ показал, что все эмпирически выявленные различия в уровне эмоционального выгорания у подростков 1 группы и подростков 2 группы статистически достоверны. Подростки 1 группы обладают более высокими показателями эмоционального выгорания по следующим симптомам: переживания психотравмирующих обстоятельств, «загнанность в клетку», тревога и депрессия, неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально – нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, эмоциональный дефицит, личностная отстранённость, психосоматические и психовегетативные нарушения. Исключения составили: неудовлетворенность собой, редукция профессиональных обязанностей, эмоциональная отстранённость.

Таблица 1

Достоверность различий в показателях между средними значениями у подростков с суицидальным поведением и подростков с нормативным поведением

Фазы Симптомы Среднее значение Т Р
С. П. Н. П.

I

Переживание психотравмирующих обстоятельств 14,35 8,74 1270,5 0,003
Неудовлетворённость собой 8,69 7,12 1106 0,249
«Загнанность в клетку» 7,46 4,92 1286,5 0,002
Тревога и депрессия 18,23 10,2 1317,5 0

II

Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование 23,08 19,22 1222,5 0,015
Эмоционально — нравственная дезориентация 16,12 11,66 1228 0,013
Расширение сферы экономии эмоций 14,08 10,32 1208 0,023

III

Эмоциональный дефицит 17,73 11,64 1291,5 0,001
Эмоциональная отстранённость 7,62 7,86 1008,5 0,938
Личностная отстранённость 15,42 10,32 1238,5 0,009
Психосоматические и психовегетативные нарушения 17,31 13,86 1187 0,041

Примечание: С. П. – суицидальное поведение. Н. П. – нормальное поведение. Т – критерий Манна–Уитни. Р – вероятность ошибки. I – фаза «напряжения»; II – фаза «резистенции»; III – фаза «истощения».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что СЭВ сопутствует суицидальному поведению и может рассматриваться в качестве фактора риска суицидальной попытки.

В целом, гипотеза исследования подтверждена, цель работы достигнута.

Настоящее исследование имеет обширные перспективы дальнейшего развития. Так, представляется перспективным изучение взаимосвязи суицидального поведения, СЭВ во взаимосвязи с невротическими чертами личности, целесообразна разработка психодиагностической методики, позволяющей диагностировать риск суицидального поведения.

Литература

  1. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. – СПб.: «Сударыня».
  2. Волков Ю.Г. Социология молодёжи. – 2003.
  3. Еникеева Д.Д. Пограничные состояния у детей и подростков. – М., 1998.
  4. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л.: Медицина, 1983.
  5. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – М., 2000.

Т.Ю. Амгейзер