Последнее время недоброжелательность, озлобленность, агрессивность все больше распространяются в детской среде. Остро встал вопрос о воспитании свободной и ответственной личности, ее социализации, познанию окружающей действительности, самопознанию и самореализации. Личности с гуманистическим мировоззрением, убежденной в том, что жизнь — высшая ценность бытия, что каждая личность уникальна, что в жизни необходимы моральные ориентиры и соблюдение норм нравственности; гражданственности; экономической культуры; социальной культуры. Большую воспитательную роль государство отводит школе.
В этой статье рассматривается причины агрессивного поведения младших школьников и способы обучения их адекватным социальным умениям учитывая особенности развития данного возраста.
Младший школьный возраст- это особый период в жизни ребенка. В этот период заново перестраивается мотивационно — потребностная сфера, что качественно меняет содержание притязаний на признание. Учебная деятельность со всеми составляющими становится во главу угла в притязаниях ребенка. Деятельность, первоначально разделенная между участниками, выступает сначала как основа для формирования интеллектуальной активности, а затем становится формой существования новой психической функции.
В младшем школьном возрасте у ребенка возникает множество позитивных изменений и новообразований. Развитие мышления в этом возрасте — переход от конкретно — образного к словесно- логическому и рассуждающему мышлению. Мышление может быть эмпирическим, абстрактно- ассоциативным, сводящимся к оперированию заранее заданным признакам предмета. Направление развития внимания в младшей школе: от концентрации внимания в условиях, созданных учителем, к самоорганизации внимания, распределению и переключению его динамики в пределах задания и рабочего дня. Восприятие становится деятельностью наблюдения. Оно становится синтезирующим и устанавливающим связи, преднамеренным, целенаправленным наблюдением за объектом. Память приобретает осмысленный характер, усиливается роль словесно — логического смыслового запоминания.
Младший школьный возраст наиболее глубоко и содержательно представлен в работах Д.Б. Элько- нина, В.В.Давыдова и их сотрудников.
Ученики начальной школы усваивают различные модели поведения, как приемлемые, так и неприемлемые социальные, в ходе взаимодействия с другими детьми. Игра со сверстниками дает возможность научиться агрессивным реакциям, но не все дети используют этот опыт для решения конфликтных ситуаций. Нехватка базовых социальных умений, социальная не компетентность в вопросах коммуникации и общения — одна из главных причин проблемных ситуаций.
Теория социального научения, предложенная А. Бандурой, предполагает учет трех важных моментов для исчерпывающего анализа агрессивного поведения
- Способов усвоения подобных действий
- Факторов, провоцирующих их появление (одним из них является уровень развития навыка при коммуникации)
- Условий, при которых они закрепляются.
Существует точка зрения: чем большую роль играют ситуационные факторы, тем большее значение приобретает процесс научения агрессивному поведению, который носит в основном социальный характер. Поведение ребенка и в особенности эмоциональные отношения, складывающиеся с родителями, влияют на то, проявит ли себя агрессивность как психологическое свойство, нейтральное в нравственном плане, в виде социально позитивного, одобряемого поведения, либо девиантного поведения. Основы социального поведения закладываются в семье. « Ребенок учится тому, что видит у себя в доме!». Можно выделить конфликтные взаимоотношения в семье — регулярные ссоры членов семьи, свидетелем которых становится ребенок. Сдержанные — конфликтов нет, но отношения между членами семьи не носят уважительного характера.
В обычном понимании агрессия — это реакция на срыв какой-то деятельности, планов, на ограничения, запреты или неожиданные трудности. Различные авторы в своих исследованиях по — разному определяют агрессию и агрессивность: как врожденную реакцию для “защиты занимаемой территории» (Лоренд, Ардри); как стремление к господству (Моррисон); реакцию личности на враждебную человеку окружающую действительность (Хорни, Фромм). Агрессия в той или иной степени присуща каждому человеку, так как является инстинктивной формой поведения, основной целью которой является самозащита и выживание в мире. С возрастом человек приучается трансформировать свои природные агрессивные инстинкты в социально приемлемые способы реагирования, т.е. у нормальных людей происходит социализация агрессии. К семи годам ребенок уже научается разрешать конфликты другими способами, у него уже появляется опыт «выпускания паров» в игровых ситуациях, он становятся менее эгоцентричным и лучше понимает чувства и поступки других людей. Это — в норме. Если агрессивность, как привычная реакция на препятствия и запреты не уменьшается, а только набирает силу, то есть повод для беспокойства.
Причины агрессивного поведения могут быть разнообразны, иногда являясь врожденным качеством, следствием особенностей темперамента и нервной системы. Поведенческие реакции мотивируются потребностями организма. При этом достижение цели, т е полезного для организма результата, формируются функциональные системы.
Агрессивное поведение учащихся школы 1 ступени может быть следствием слабого развития социально-когнитивных навыков. Отношение детей к агрессии также влияет на их поведение. Различия в уровнях детской агрессивности связаны с различными путями познания ребенком окружающего мира. Н.А.Дубинко рассмотрела как уровень развития социальной компетентности при когнитивной обработке социальных признаков влияет на стиль поведения в конфликтной ситуации детей младшего школьного возраста. Результатами наблюдения стали выводы: детям с высоким уровнем агрессии чаще всего присуще поведение, которое включает в себя физическую агрессию. Характерна активная невербальная прямая агрессия, активные вербальные и невербальные действия, направленные на предметы. Таким детям не характерна готовность к сотрудничеству и компромиссу. Они чаще проявляют социальную некомпетентность в конфликтных вопросах, им не хватает базовых социальных умений.
Использование когнитивной модели агрессии позволяет найти принципиальное решение коррекции агрессивных действий, которая будет иметь больший эффект, если она проводится на первых ступенях проявления: прочитывание посылов к агрессии и их интерпретация. Ребенку следует предложить опыт взаимодействия с окружающим миром посредством наблюдения различных ситуаций: чтение произведений различных жанров, использование видеосюжетов, иллюстраций или примеров из жизни с обсуждением. Использование способов моделирования, ролевой игры, установление обратной связи, перенесение навыка из учебной ситуации в реальную жизненную обстановку, позволит обучить адекватным социальным умениям. При этом необходимо соблюдать определенную последовательность: сначала у ребенка формируется представление о предмете или явлении, затем вырабатывается соответствующее отношение к нему и далее — адекватные способы поведения в данной ситуации. Поскольку источником формирования убеждения является яркое эмоциональное переживание, при передаче информации следует использовать методические средства, позволяющие наиболее эффективно воздействовать на эмоциональную сферу ребенка. Важным является линия, направленная от осознания себя к осознанию себя в социуме. Л.И. Божович писала: «Какие бы воздействия ни оказывала среда на ребенка, какие бы требования она к нему ни предъявляла, до тех пор, пока эти требования не войдут в систему собственных потребностей ребенка, они не выступят действительными факторами его развития». Использование данных способов является многообещающим методом снижения интенсивности и уменьшения количества агрессии и насилия в среде младших школьников.
Тяпкина И.В.
Литература
1 .Обухова А.Ф. Детская психология: теории, факторы, проблемы,- М.: Триволга, 1995.-360с.
- Чижов С.Ю., Калинина О.В. Детская агрессивность,- Ярославль: Академия развития,2005.-160с.
- Трофимова Н.М., Пушкина Т.Ф., Козина Н.В. Возрастная психология.- Спб.: Питер,2005,- 240с.
- Моповаленко И.В. Возрастная психология: учебник для студентов вузов,- М.: Гардарики,2007.- 349 с.
- Дубинко Н.А.К проблеме условий и движущих факторов агрессии // Социально- педагогическая работа. 1997. № 4.
- Немов Р.С. Психология. Учеб. Для студентов высш. Пед. Учеб. Заведений. В 2 кн. Кн.». Психология образования,- М.: Просвещение: Владос. 1994,- 496 с.