Психология

Взаимосвязь социального статуса и самооценки у детей подросткового возраста

Личность, группа, коллектив, общество — явления, которые взаимосвязаны логикой развития человечества. Поэтому личность человека нельзя рассматривать вне того социального контекста, органической подсистемой которого она является. В межличностных отношениях проявляется как сугубо индивидуальные качества личности — ее эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы ценности общества. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях — в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформальных объединениях, — индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.

Социальный статус характеризует позицию человека в обществе. Социальный статус — это относительно устойчивая величина, она определяется: внешним видом, успехами личности в ведущей деятельности, некоторыми свойствами характера и темперамента (толерантность, общительность, низкий уровень тревожности и т.д.), соответствием ценностей человека ценностям группы.

Самооценка — это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим людям.

Школьный класс — важнейшая инстанция социализации и группа принадлежности подростка. Общение подростка с одноклассниками все больше выходит за пределы учебной деятельности и школы, захватывает новые интересы, занятия и выделяется в самостоятельную и очень важную сферу жизни. Статус подростка в системе личных отношений является для него очень значимым и оказывает сильнейшее влияние на его поведение и самосознание. Самооценка подростка относиться к ядру его личности, она — важный регулятор поведения. От самооценки зависят взаимоотношения подростка с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым она влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности.

Социальный статус и самооценка у детей подросткового возраста имеют общие точки соприкосновения: особенности поведения, деятельности, взаимоотношения личности с другими людьми и др. Поэтому, мы считаем, что социальный статус подростка и уровень его самооценки находится в тесной взаимосвязи.

Исследование проводилось в учебной группе — 6 «А» класс МОУ гимназия № 44. Для проведения диагностики межличностных отношений в группе подростков был использован метод социометрии. Исследование самооценки проводилось по методике Т. Дембо — С. Рубинштейн. С целью статистической обработки результатов исследования был использован метод расчета коэффициента корреляции, вычисляемый по формуле Пирсона.

Результаты исследования статусного положения подростков с различным уровнем самооценки представлены на рисунках 1,2.

Распределение испытуемых-«лидеров» по уровню самооценки

На рисунке 1 представлены результаты исследования уровня самооценки испытуемых «лидеров». Данные подростки получают эмоциональное одобрение от других членов группы. Они пользуются высоким авторитетом среди членов группы и вызывают у них наибольшую симпатию, характеризуются успешностью в деятельности, очень общительны и активны е межличностном общении. Из рисунка видно, что 25% «лидеров» имеют завышенный уровень самооценки. Данные учащиеся характеризуются отсутствием критичного отношения к себе. Они склонны переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода, часто приукрашивают свою личность, считают себя лучше других, им трудно признавать свои ошибки, личные успехи в жизни кружат им голову.

У 75% «лидеров» адекватная самооценка, они трезво относятся к своим успехам и к неудачам, их мнение о себе соответствует действительности, легко взаимодействуют с людьми, т.к. строят свои отношения по принципу равенства.

Распределение испытуемых - «пренебрегаемых» по уровню самооценки

На рисунке 2 представлены результаты исследования уровня самооценки испытуемых, статусная категория которых «пренебрегаемые». Они не имеют значительных успехов в ведущей деятельности, малообщительны. Данные учащиеся авторитетны лишь для некоторых немногих членов группы. Из рисунка видно, что 70% подростков имеют адекватную самооценку, их мнение о себе совпадает с тем, что они представляют в действительности. Они реально оценивают результаты своей деятельности, внешность, индивидуальные качества, умеренно критично относятся к себе, легко взаимодействуют с людьми, т.к. строят свои отношения по принципу равенства.

У 30% испытуемых заниженный уровень самооценки. Данные члены группы недооценивают себя, у них сверх критичное отношение к себе. Они чрезмерно чувствительны к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих.

Подростки, статусная категория которых «изолированные», имеют заниженную самооценку. Они не пользуются авторитетом, не вызывают симпатии у других членов группы. Они не удовлетворены в общении, у них нет возможности самоутверждения в учебной группе, не благополучны во взаимоотношениях. Для данных подростков характерно ставить перед собой цели ниже, чем они могли бы осуществить, выполнять деятельность в пол — силы. Они не реализовывают свои возможности, не устойчивы к неудачам, преувеличивают их, опускают руки, проявляют бездеятельность. Учащиеся недооценивают свои силы, приобретают комплекс неполноценности, крайней неуверенности в себе. Такие подростки очень нуждаются в поддержке, во внимании, в создании условий для успеха и уверенности в себе.

Анализ проведенного исследования позволил прийти к следующим выводам:

из общего количества подростков первого статуса (лидеры), 25% имеют завышенную самооценку и 75% имеют адекватную самооценку;

подростки, находящиеся в статусной категории «предпочитаемые», где 46% испытуемых имеют завышенную самооценку, 54% — адекватную самооценку;

из общего количества учащихся, относящихся к третьей статусной категории («принебрегае- мые»), 30% имеют заниженную самооценку и 70% имеют адекватную самооценку;

подростки, относящиеся к статусной категории «изолированные» имеют заниженную самооценку.

На основе статистической обработки результатов исследования было установлено, что существует статистически достоверная прямо пропорциональная связь между социометрическим статусом и уровнем самооценки подростка (г = 0,78, при р = 0,001).

В ходе проведенного исследования было установлено и статистически доказано то, что социальный статус и уровень самооценки ребенка подросткового возраста взаимосвязаны, при этом дети с высоким статусным положением в группе имеют более высокий уровень самооценки, чем дети, имеющие низкий статус, следовательно, гипотеза исследования подтверждена.

Зупьматова Е. А.