Психология

Взаимосвязь стратегий преодоления негативных ситуаций и восприятия воспитательных воздействий родителей в подростковом возрасте

Вопрос воспитания является актуальным и востребованным в обществе, так как имеет прямую и непосредственную связь с эволюцией человека, имея целью способствовать выявлению внутренней сути человека и образованию его характера воспитания, создания самого человека. Воспитание в семье включает в себя следующие типы: демократический стиль (учитывает интересы ребенка), авторитетный стиль (родители навязывают свое мнение ребенку), попустительский стиль — это то, как ребенок представляет самого себя. В подростковом возрасте необходимо формирование стратегий преодоления негативных ситуаций при столкновении с новыми требованиями, с которыми нельзя справиться при ранее усвоенных и привычных форм поведения. Лишь в подростковом возрасте человек начинает реально овладевать защитными механизмами, которые не только позволяют ему внешне защищать себя от стороннего вторжения, но и укрепляют его внутренне.

Подростковый возраст — важнейший этап биологического, психологического, социального развития человека. Его сущность состоит в переходе от детства к взрослости, а содержание предполагает завершение физического созревания, развитие сознательного «Я» и достижение социальной зрелости. Позитивный смысл подросткового возраста в том, что через него, через борьбу за независимость подросток удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении.

Целью нашего исследования явилось изучение взаимосвязи стратегий преодоления негативных ситуаций подростков и их восприятия воспитательных воздействий родителей.

Мы исходили из того, что существует взаимосвязь восприятия подростками воспитательных воздействий родителей и стратегии преодоления негативных ситуаций.

Данное исследование проводилось в МОУ «Тулинская средняя школа № 1». В исследовании принимали участие школьники 11 классов в общем составе 40 человек. В исследовании были применены следующие методики: опросник АДОР «поведение родителей и отношение подростка к ним», изучает установки, поведения и методы воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте, опросник «Способы преодоления негативных ситуаций». Для подтверждения достоверности результатов были использованы следующие методы статистической обработки: критерий Манна- Уитни, и коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

В результате исследования воздействий матери на подростков мы получили следующие результаты: 45% девочек и 10% мальчиков воспринимают отношение матери как позитивный интерес, что может свидетельствовать о психологическом принятии. Девочками — подростками описывается отношение матери к ним как к маленькому ребенку. Директивность отмечена у 22% девочек и 20% мальчиков, это свидетельствует о том, что по отношению к девочкам отмечен жесткий контроль со стороны матери; мальчики видят в навязывании им чувства вины. Враждебность выявлена у 11 % девочек и 30% мальчиков и говорит о подозрительном отношение матерей к семейной среде, в частности, к детям. У 11% девочек и 10% мальчиков установлена «автономность»: по отношению к дочери мать исключает, какие — либо формы заботы. Сыном воспринимается директивность как диктат, полное упоение властью.

Изучение воспитательных воздействий отцов на подростков представлено позитивным интересом у 8% девочек и 8% мальчиков.

Дочери воспринимают позитивный интерес отца как уверенность в себе. Отношения отца с сыном рассматриваются как отсутствие грубой силы, стремление к неразделенной власти в общении с ним. Отметили директивность 8% девочек, которые считают, что директивный отец «как бы» направляет растущую девушку на путь истинный. У 23% мальчиков, директивность отца проявляется в форме тенденции к лидерству путем завоевания авторитета. Отметили враждебность 25% девочек, что говорит неблагоприятном отцовском отношении к дочери, как сочетание сверх требовательности, ориентированной на эталон идеального ребенка. По результатам исследования 31% мальчиков отмечают, что жестокие отцы всегда соглашаются с общепринятым мнением. Автономность выявлена у 34% девочек и 23% мальчиков, что может свидетельствовать о претензии отцов на лидерство в отношении дочерей, в отношениях с сыном автономность проявляется в формальном отношении к воспитанию. Непоследовательность отметили 25% девочек и 15% мальчиков, это говорит о том, что дети видят своего отца человеком совершенно непредсказуемым.

В результате исследования стратегий преодоления негативных ситуаций у подростков: 19% девочек и 17% мальчиков используют поиск поддержки, что свидетельствует об избегании социальных контактов в стрессовых ситуациях. При преодолении негативных ситуаций 19% девочек и 15% мальчиков используют повышение самооценки, это указывает на то, что усилия подростка, находящегося в стрессовой ситуации, направлены на повышение самооценки за счет акцента на прошлые успехи и достижения. Среди респондентов 17% девочек и 28% мальчиков используют самообвинение, что говорит о склонности уходить от проблемы. Анализ проблем используют 28% девочек и 15% мальчиков, при преодолении негативных ситуаций стремятся к уединению с целью обдумать возникшую проблему. По полученным данным 17% девочек и 25% мальчиков используют поиск виновных, что отмечается склонностью к выражению раздражения, злости и ярости, направленных на других, т.е. агрессивные формы проявления эмоций.

Для анализа различий отношений родителей к подросткам, был применен статистический метод Манна — Уитни, в результате которого выявлено различие по шкале «директивность» (U = 481,5, Р 0,05). Девочки — подростки отмечают жесткий контроль со стороны матерей, тенденцию к легкому применению своей власти, основанной на амбициях. В отношении отца девочки воспринимают директивность в качестве образа «твердой мужской руки». Мальчики считают, что со стороны матери происходит навязывание подросткам чувства вины. Директивность в отношениях отца с сыном проявляется в форме тенденции к лидерству путем завоевания авторитета.

При статистическом анализе была выявлена значимая прямопропорциональная взаимосвязь между стратегиями преодоления негативных ситуаций и восприятием воспитательных воздействий родителей в подростковом возрасте. При непоследовательном отношении отца у дочери во время преодоления негативных ситуаций формируется самообвинение. Девушки в стрессовых ситуациях склонны уходить от проблемы, отказываются от попыток исправить ситуацию, отличаются смирением. Основная активность разворачивается в когнитивной и эмоциональной сферах. При враждебном отношении отца к дочери у неё в момент преодоления негативных ситуаций формируется стратегия анализа проблем, что ведёт к нарушениям взаимоотношений между отцом и дочерью — подростком. Вследствие этого девочки во время преодоления негативных ситуаций стремятся к уединению. Самообвинение рассматривается как пассивный и наименее эффективный способ преодоления негативных ситуаций. При позитивном интересе матерей к сыновьям во время преодоления негативных ситуаций у них формируется стратегия анализа проблем. Эта стратегия дает возможность обрести чувство контроля над ситуацией над собственной жизнью в целом. При непоследовательном отношении матерей к сыновьям во время преодоления негативных ситуаций формируется анализ проблем. Непоследовательность отношения матерей оценивается подростками как некое чередование психологических тенденций, как господство силы и амбиций. В анализе проблемной ситуации присутствует сравнение себя с другими людьми, а так же ситуациями, имевшими место в прошлом.

Для подростков по отношению к матери характерны показатели: позитивного интереса, директивности, враждебности, автономности, непоследовательности. По шкале директивность существуют значимые различия восприятия воспитательных воздействий по отношению к мальчикам и девочкам.

У подростков были выявлены следующие особенности: у девочек более выражены показатели по отношению к отцу по шкалам: непоследовательность — самообвинение, враждебность — анализ проблем. Это может говорить о том, что совершенно не предсказуемое поведение отца и сверхтребоатель- ность приводят к тому, что девушки склонны в стрессовых ситуациях, уходить от проблем. У мальчиков более выражены показатели взаимосвязи по отношению к матери по шкалам: позитивный интерес — анализ проблем, непоследовательность — анализ проблем. Подростки склонны рассматривать проблемную ситуацию как шанс увидеть новые возможности. По отношению к отцу у юношей более выражены показатели по следующим шкалам: директивность — самообвинение, враждебность — анализ проблем. Это может свидетельствовать о том, что стремление отца к завоеванию авторитета и воспитать сына «по всем правилам» приводит к тому, что подростки в стрессовых ситуациях на поведенческом уровне склонны уходить от проблем.

Таким образом, родительские стили воспитания способствуют формированию стратегий преодоления негативных ситуаций у подростков и насколько они будут позитивными, от этого зависит психологическое и социальное развитие ребенка.

Новикова Т.А.

Литература

  1. Андреева Т. В. Семейная психология. Учеб, пособие СПб: Речь 2004- 244с.
  2. Аккерман Н. Роль семьи в появлении расстройств у детей. Хрестоматия Семейная психотерапия СПб: Питер- 2000- 512 с.
  3. Немчинов Г. Изучение и прогнозирование развития личности ученика // Воспитание школьников. Научно методический — журнал — 2001- № 7 с. 13
  4. Психологический журнал. То 28, № 3 Май — Июнь 2007 Б. Ф. Ломов, чл. — корр.