Психология

Взаимосвязь тревожности со статусным положением ребенка в группе в старшем дошкольном возрасте

Тревожность – одно из немногих психологических явлений, роль которой оценивается чрезвычайно высоко. Вместе с тем, отмечается не разработанность и не определенность многих вопросов, связанных с проблемой тревожности. Список таких вопросов, которые являются очень важными, как с научной, так и с практической точки зрения. И мнения исследователей, по которым значительно расходятся, обширны. К ним относится и проблема детской тревожности.

Исследование психических состояний тревожности человека являются актуальной проблемой современной психологической науки. Решению проблем и вопросов, связанных с изучением уровней тревожности посвящены работы как зарубежных, так и отечественных психологов. Ученые признают, что эта проблема в современной психологии недостаточно разработана. В отечественной науке отсутствует единое мнение об определении, структуре и функции, механизмов, классификаций и методов исследования тревожности. Тревожность это серьезный эмоциональный барьер, осложняющий жизнь ребенка.

Цель исследования – изучить взаимосвязь тревожности со статусным положением ребенка в группе старшего дошкольного возраста.

Объектом исследования является тревожность детей старшего дошкольного возраста.

Предметом исследования выступает взаимосвязь тревожности со статусным положением ребенка в группе старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что существует взаимосвязь между высоким уровнем тревожности и неблагоприятным положением в группе у детей старшего дошкольного возраста.

Тревожность – это эмоциональное комплексное состояние, которое может в себе сочетать и страх, и гнев, и вину, и интерес-возбуждение. Люди с повышенной тревожностью испытывают беспокойство в самых разных ситуациях. В результате отсутствует благоприятные взаимоотношения, они создают чувство неполноценности и подавленности или агрессивности.

База и методы исследования

Исследование проводилось на базе дошкольного учреждения города Усолье-Сибирское. В исследовании принимали участие 29 детей старшего дошкольного возраста в возрасте от 5 до 6 лет. В качестве методов исследования были использованы: рисуночный тест Д.Ж. Бака «Дом. Дерево. Человек», проективная методика «Несуществующее животное». Так же мы проводили диагностику межличностных отношений детей по методике изучения детской группы (социометрия и аутосоциометрия).

В ходе исследования было установлено, что 38 % имеют низкий уровень тревожности, 17 % средний уровень тревожности и 45 % – высокий. При сопоставлении полученных результатов двух рисовальных тестов: «Дом. Дерево. Человек» и «Несуществующее животное» мы видим проявление повышенной тревожности в рисунках у одних и тех же детей. В исследуемой группе большинство детей имеет неблагоприятный статус. Низкий уровень благополучия большинства детей означает неблагополучие в системе межличностных отношений.

Значение коэффициента взаимности и построения социограммы на основе вычисленных взаимных выборов дает нам представление о характере отношений существующих в группе, т.е. свидетельствует о разобщенности группы на отдельные группировки по 2–3 человека. Наблюдается высокая половая дифференциация в группе. Дети, которых выбрали все или почти все сверстники из числа тех, кого они сами выбирали имеют почву для более высокого эмоционального самочувствия, жизнерадостность, чем те дети, которых может быть и выбирают, но совсем не те, к которым они сами стремятся.

Индекс изолированности при этом составляет 4 %. Следовательно, данную группу можно считать благополучной. В основе мотива выбора у девочек или мальчиков находятся дружеские отношения, а также проявляется интерес к совместной деятельности с выбираемым ребенком. Мальчики выбирают девочек, исходя из эмоционального положительного отношения девочки, выделяют внешние качества, проявляют симпатию.

Сопоставляя статусное положение каждого ребенка в группе с присущем ему уровню тревожности в группе мы получили следующие результаты. Из детей группы, находящихся в 3–4 статусах большинство имеет высокий уровень тревожности и наоборот, дети, находящиеся на 1 и 2 статусах имеют низкий уровень тревожности. Из общего количества детей первого статуса («звезды») – 17 % имеют низкий уровень тревожности и 3,5 % – средний. Из всех детей группы, находящихся во втором статусе («предпочитаемые») – 14 % детей имеют низкий уровень тревожности и 3,5 % – средний. Из всех детей третьего статуса («принятые») 41 % имеют высокий уровень тревожности. И из всех детей четвертого статуса («не принятые») у 3,5 % высокий уровень тревожности, 3,5 % – средний.

Следовательно, мы можем сделать вывод о том, что существует взаимосвязь между высоким уровнем тревожности и неблагоприятным положением ребенка в группе старшего дошкольного возраста.

В исследовании установлено, что тревожные дети могут не пользоваться всеобщим признанием в группе, но и не оказываются в изоляции, они чаще входят в число наименее популярных, т.к. очень часто такие дети крайне неуверенные, замкнутые, малообщительные или наоборот, слишком общительные, назойливые. Причиной непопулярности иногда является их безынициативность из-за неуверенности в себе, поэтому эти дети, скорее, не могут быть лидерами в межличностных отношениях.

Были разработаны педагогические рекомендации по снижению уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста.

О.В. Колабердина