Проблема психологической защищенности личности актуальна в любом возрасте и в различных социальных условиях. Проблема психологических защит еще недостаточно решена в психологии, тем не менее, известно, что уже с раннего возраста мы начинаем использовать разные способы психологической защиты для сохранения своей внутренней стабильности при реальной или воображаемой угрозе разрушения своей эго-структуры. Центральный психический процесс юного возраста-формирова- ние личной идентичности. Что неизбежно в процессе взаимодействия с окружающей средой и другими людьми. При этом молодой человек не только воздействует на внешний мир, но и сам испытывает влияние этого мира. А, следовательно, у него формируется самооценка и потребность защищаться в стрессовых ситуациях, от негативного влияния окружающего мира.
Потребность в самоуважении, в достаточно высокой самооценке, а по существу — потребность в мире с самим собой. Только сохранение самоуважения, представление о себе как о достойной фигуре, соответствующей собственным идеалам позволяет человеку сохранять целостное поведение, оптимизм перед лицом неудач и трудностей и высокую активность в условиях неопределенности, то есть в условиях повседневного существования, где неопределенность сопутствует самым важным судьбоносным решениям и поступкам: решению кем быть в этой жизни, с кем связать свою судьбу, как вести себя в условиях конфликта между желанием и долгом и т.п. Человек, утративший самоуважение, находится в постоянном конфликте с самим собой, сам себя отвергает и сам с собой не согласен, что очень быстро приводит либо к дезорганизованному поведению, либо к депрессии, которая делает невозможным любое поведение.
Чтобы внутренний конфликт — в данном случае между «недостойной» завистью и уважением к себе — не привел к расстройству поведения и к депрессии, человек использует механизм психологической защиты, изощренными и хитроумными способами предотвращающий снижение самооценки.
Объектом исследования выступает уровень самооценки и механизмы психологической защиты у молодежи.
Предметом исследования выступает взаимосвязь самооценки и психологической защиты у молодежи.
Гипотеза: Мы предположили, что существует прямая взаимосвязь между уровнем самооценки и механизмом психологической защиты. Молодые люди выбирают механизм психологической защиты в зависимости от уровня самооценки. Чем выше уровень самооценки, тем конструктивнее и эффективнее механизм психологической защиты. Тем адаптированее личность.
Принятие себя в расчет-это характеристика «образа я», основанная на отражении относительного постоянства окружающего мира, и собственной активности в нем.
Первый фактор, который влияет на формирование «образа я» является оценка. Оценка-это вид суждений о другом человеке. Оценки могут существенно влиять на формирование «образа я», который может сохраниться в течение всей жизни человека. Отрицательные оценки способствуют формированию аффективных комплексов у человека, таких как комплекс неполноценности, вины и других.
Самооценка-суждение человека о самом себе. Очень часто человек соотносит данные ему оценки с реальными проявлениями своих возможностей, способностей. Он начинает анализировать свои психические и личностные качества, в результате у него формируется собственное представление о своих психических и личностных свойствах.
Самооценка оказывает чрезвычайно важное значение на формирование «Образа я». Соответственно меняются и «предметные» компоненты Я-концепции, в частности соотношение «телесных» и морально-психологических компонентов «Я».
В одних случаях самооценка проверяется путем соизмерения выраженного в ней уровня притязаний с фактическими результатами деятельности — спортивными достижениями, данными тестирования, научными достижениями. В других случаях самооценка сравнивается с оценкой испытуемого окружающими людьми, выступающими в роли экспертов.
Самооценка часто служит средством психологической защиты. Желание иметь положительный «Образ Я» нередко побуждает индивида преувеличивать свои достоинства и уменьшать недостатки. В целом адекватность самооценок с возрастом, по-видимому, повышается.
Таким образом, от самооценки человека зависит характер его общения, отношения с другими людьми, успешность его деятельности, дальнейшее развитие его личности. Правильная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение. Самооценка, особенно возможностей и способностей личности, выражает определенный уровень притязаний, определяемый как уровень задач, которые личность ставит перед собой в жизни и к выполнению которых считает себя способной.
Подвергшись негативным воздействиям извне или опасаясь их — это может быть угроза безопасности, переживание унижения, а также внешний или внутренний, «вбитый себе в голову», запрет на осуществление желания — человек нередко прибегает к странным реакциям, которые нейтрализуют внутренний конфликт, причем протекают они на бессознательном уровне. Эти реакции выдаются непроизвольно и называются защитными механизмами психики. Первенство выделения защитных механизмов психики принадлежит Зигмунду Фрейду. Термин «защита» в психологии впервые появился в 1984 году в работе 3.Фрейда «Защитные нейропсихозы».
- 3. Фрейд определял защиту, как механизм, действующий в ситуации конфликта и направленный на снижение чувства тревоги, связанного с ним.
Психологическая защита выполняет охранную функцию психики, искажая восприятие реальности, облегчая переживания внешне-внутренних конфликтов.
Исследования психоаналитиков следующего поколения и гуманистических психологов в большей степени показали проекцию психологической защиты на поведение человека.
Поведенческие защитные реакции были описаны И.Хилгард и другими сотрудниками К.Левина, которые фиксировались в момент фрустрации потребностей. Среди них нетерпеливость, напряжение, деструктивность, апатия, фантазирование о желаемом или отвлекающие грезы, стереотипные формы поведения, регрессия. Данные ситуативные действия можно отнести к внешним проявлениям психологической защиты.
Некоторые психологи ставили знак равенства между понятиями «психологическая защита» и «форма адаптации». В.К.Мягер, Е.Т.Соколова, Р.М.Грановская отличали «нормальную, профилактическую, постоянно присутствующую в повседневной жизни» индивида защиту, от патологической, неадекватных форм адаптации.
А. Митчерлих определил 3 уровня действия психологической защиты: психосоциальный, психосоматический и психотическтй. С каким-либо конфликтом человек пытается справиться сначала на психосоциальном уровне при помощи исключительно психологических средств.
Если по каким-либо причинам индивиду не удается справиться с конфликтом чисто психологическими средствами, подключается защита второго уровня — соматизация, которая со временем может привести к структурным изменениям в том или ином органе. Это защита психосоматического уровня.
В советской психологии 50-70х годов XX века употребление термина «психологическая защита» тщательно избегали, он подменялся терминами «психологический барьер», «защитная реакция», «смысловой барьер», «компенсаторные механизмы».
Диагностика проводилась на базе Иркутского Театрального Училища, на 3 курсе факультета актерского мастерства. А так же на базе Иркутского Государственного Университета Путей Сообщения, на 3 курсе факультета ЭТФ. Общее количество испытуемых составляет 55 человек, в возрасте от 18 до 23 лет. Были использованы следующие методики: проективная методика «Человек. Человек под дождем», Методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении (В.В. Бойко), методика диагностики типологий психологической защиты (Р.Плутчик в адаптации Л.И. Вассермана,
О.Ф.Ерышевой, Е.Б.Клубовой).
У студентов Театрального училища преобладает уровень самооценки, выше среднего.
У студентов ИРГУПС преобладает уровень самооценки выше среднего и имеется завышенный уровень.
По методике Бойко преобладает агрессия, у студентов театрального училища. Студенты ИРГУПС преобладает миролюбие.
Вывод: По уровню самооценки у современной молодежи преобладает уровень выше среднего. По определению же психологической защиты некоторые расхождения. У молодежи творческой преобладает агрессия, а также вытеснение, регрессия, рационализация. У молодежи технического профиля обучения преобладает миролюбие, а так же проекция и рационализация. Это, на мой взгляд, объяснимо тем, что у первых высок уровень эмоционального выгорания, необходима быстрота реакций, агрессия первое и самое легкое средство защиты при их широте социальных контактов. Что касается вытеснения — это объяснимо большим количеством запрещенных эмоций у творческой молодежи.
У молодежи же технической направленности обучения, в силу особенности их деятельности преобладает рационализация и проекция.
Таким образом, можно сделать такой вывод, в целом в обычной ситуации молодежь адаптирована, уверена в себе, не применяет каких-либо защитных механизмов. Но некоторые находятся в состоянии постоянного стресса, что может уже говорить о невротическом состоянии.
Родительская защита устарела. Применяются такие механизмы, как избегание, сублимация. Необходимо научить другим, более эффективным механизмам защиты.
Старичкова А.А.